Письма А.М. Асеева к Е.И. Рерих (том II из II)

Эпистолярный архив Е.И.Рерих, набранный печатным текстом
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39656
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Письма А.М. Асеева к Е.И. Рерих (том II из II)

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Адрес страницы сайта ГМР со ссылкой на pdf-файл писем: http://roerichsmuseum.ru/index.php/muse ... -pisma-eir
Название, датировка и формат оригинала на сайте ГМР: Письма к Е.И.Рерих Асеев Александр Михайлович (врач, издатель журнала «Оккультизм и йога») 1934.04.02 - 1955.03.10 русский Югославия, Рготина, Рудна Глава, Сопота; Парагвай, Асунсьон 87 писем
Адрес оригинала на сайте ГМР: https://roerichsmuseum.website.yandexcl ... IR-164.pdf
Дата публикации на сайте ГМР: 2018
Порядковый номер на сайте ГМР: 164
Количество pdf-страниц: 450
Письма А.М. Асеева к Е.И. Рерих (том I): pdf-стр. 1-225
Письма А.М. Асеева к Е.И. Рерих (том II): pdf-стр. 226-450
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39656
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.М. Асеева к Е.И. Рерих (том II)

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 226
--------------------------

1-VII-1937.

Глубокоуважаемая Елена Ивановна!
Привожу небезынтересные для Вас выдержки из письма А.И. Янушкевича* от 8 с[его] м[есяца].
..."Томира Зори поможет мне перевести "Беспредельность" на польский язык. Хотя я уже сделал перевод, но ввиду того, что наши враги с г[осподином] Ливским** во главе распространяют ложные вести и упрекают издание моё книги Клизовского в руссицизме, я поэтому на всякий случай заручусь и переводом, сделанным и чрез г. Томиру Зори, лицом, которого будет трудно упрекать. "Беспредельность" хочу издать уже в сентябре-октябре.
Начиная с 4 апреля с[его] г[ода] я перебросил уже в Америку свыше 1200 экземпляров моих брошюр книг Клизовского, т[о] е[сть] 120 полных комплектов. А имею ещё 200 адресов. За пересылку каждого комплекта заказной бандеролью плачу по 1 зл[оте] 85 гр[ошей]. Пока ещё не получил оттуда ни единого гроша, но зато бросаю Свет во Тьму поелику*** возможно. Полагаю, что в августе уже сумею сообщить Вам результаты хотя бы приблизительно о моей импрезе.
Ливский втёрся в доверие к Елене Ивановне, которая уведомила меня, что комитет разрешил ему перевести и издать книгу "Община". Молю Всевышнего, чтобы на этот раз сошло всё гладко, благополучно и к общему Благу.
Со всех сторон получал отзывы о блестящем переводе книги А.И. Клизовского, а вот г[осподам] Ливскому и Ко не понравился и Клизовский, и я; видимо, в чём-то повредил его планы".
По-видимому, в этом ключ явного недоброжелательства Антона Иосифовича по отношению к Ливскому; последний холодно и скептически отзывается о литературных работах Янушкевича и тем самым оскорбил его польский гонор. Ливский, безусловно, умный, активный и очень энергичный человек. Комитет поступил, безусловно, правильно, что дал ему разрешение на перевод "Общины".
Конечно, печально, что эти два сотрудника цапаются и занимаются мелким подсиживанием один другого; но нет худа без добра, и этот антагонизм имеет свою хорошую сторону: боязнь строгой критики повышает качество их работы, а желание именно самому издавать книги Учения заставляет их прилагать все усилия к ускорению этого дела. Работа Янушкевича по пропаганде Живой Этики заслуживает всяческой похвалы, он отдал этому все свои сбережения. Ведь посылка книг в Америку по случайным адресам — совершенно безнадёжное дело, он не выручит и малой части денег, затраченных на пересылку, не говоря уже о стоимости самих книг. Но зато книги пойдут по рукам и дадут много света ищущим.
Помните, я как-то писал о румынском магнетизёре Александре Евдокимовиче Руссу, который в поисках высшего Знания собирается ехать в Индию. В связи с предполагаемой его поездкой я спрашивал некоторые указания у Владимира Анатольевича. Руссу является нашим представителем в Румынии и за полтора года зарекомендовал себя как очень честный, порядочный человек. В виде единственного исключения, он отказался от процентов, все остальные представители требуют возможно большую скидку при распространении и наших собственных, и обменных изданий, а некоторые ставят в счёт и почтовые расходы по переписке. А до того, как сделался нашим представителем, Руссу на свои деньги покупал отдельные выпуски нашего сборника в книжном магазине и дарил их своим знакомым оккультистам, а те уже сами подкупали номера, недостающие до полного комплекта.
Я решительно предостерегал Руссу от поездки в Индию — почти без денег, с скверным знанием английского языка, без

Примечание редактора
* Янушкевич Антон Иванович — кор­респондент Е.И.Рерих из Польши, переводчик книг Агни Йоги на польский язык.
** Ливский Вацлав Игнатьевич — переводчик и издатель книг Агни Йоги на польском языке, проживал в Варшаве.
** Поелику — устар. Поскольку, насколько, до чего, до какой меры, степени.

--------------------------
Имя наборщика: Elena
Дата набора: 25.04.2023
Имя редактора: Юлия
Дата редактирования: 01.03.2024
Вложения
Page1.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39656
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.М. Асеева к Е.И. Рерих (том II)

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 227
--------------------------

"оккультных связей". Но он не послушался моих остережений и всё-таки едет через 10-15 дней, всё уже готово, остановка только в связи с какими-то формальностями с заграничным паспортом. Я боюсь за этого юношу, который без денег, без знакомств, без знания местных условий очутится в чужой, неизвестной стране. К тому же, он тащит с собою какую-то русскую барышню (Господи, ну зачем это!..). Боюсь, что они оба погибнут в Индии. Им необходимо помочь. Я лично смог сделать для Руссу немного — главное, связал его с одним читателем нашего сборника, доктором медицины, который полтора года (1934-[193]5) провёл в Индии в качестве туриста, жил это время по разным монастырям, изучал Раджа Йогу, затем переехал в Китай, там ему не понравилось и сейчас он живёт в Бангкоке (Сиам). Так вот этот мой коллега ответил Руссу очень сердечно и сообщил ему два адреса своих хороших знакомых — один в Мадрасе и другой в Сринагаре. Но помогут ли эти лица нашему юноше и его ещё более юной спутнице — Бог весть! И поэтому я обращаюсь с просьбой к Вам, дорогая Елена Ивановна, если у Вас есть хорошие знакомые в Индии, сообщите мне их адреса для передачи Руссу. Ему очень важно по приезде в незнакомую страну найти хотя на несколько дней приют, сочувствующую душу, сердечный совет. Буду поддерживать с ним связь, и если Вы сообщите адреса, немедленно передам их по назначению. Не знаю, чем другим могу я помочь в настоящее время Руссу: разве что, если он окажется в тяжёлом материальном положении, буду понемногу помогать ему деньгами. Боюсь за него очень, но и сочувствую ему; если бы у меня не было на руках оккультного книгоиздательства и необходимости помогать материально своей матери, я давно бы уже поступил подобно Руссу.

3. Возвращаюсь к Вашему письму от 6 мая т[екущего] г[ода]. Вы пишите, что все феномены совершаются концентрацией воли, а потому совершенно безразлично, на чём сконцентрировать своё внимание; именно в этом смысле и следует понимать, по Вашему мнению, указания Е[лены] П[етровны] Б[лаватской] о мизинце. Конечно, в вопросах оккультного развития Вы осведомлены бесконечно лучше меня, но всё-таки мне кажется, что в данном случае Ваше мнение не вполне правильно. Ведь существуют некоторые пункты физического организма, концентрация на которых даёт сверхчувственные эффекты. Так, Суоми Вивекананда, комментирует сутры Йога Патанджали, указывает в качестве таких центров кончик носа, корень языка, кончик языка, середину языка и нёбо, сосредоточение на которых даёт совершенно определённые сверхчувственные способности. Один мой друг оккультист лет десять тому назад проделал эти упражнения и получил именно указания Вивеканандой результаты. Практическому Оккультизму известен целый ряд подобных центров, перекрёстков физических и астральных энергий, как, например, сердце и пупок, (концентрация на последнем широко применялась в средние века, ведь существовала даже особая секта, "омфало*-психики"). Так вот, мне почему-то думается, что подобным же важным центром является и мизинец левой руки, по-видимому, он имеет какую-то связь с селезёнкой и астральным выходом. Почему мне это так кажется, объяснить не смогу; я нигде не читал об этом и ни от кого не слышал; быть может, это моя фантазия, Вам виднее. Жаль, что не обладаю достаточной силой сосредоточения; иначе проверил бы это на личном опыте, а о результатах сообщил Вам.

4. Взаимоотношения Янушкевича и Ливского очень напоминают Шанхайскую картину: те же мелкие каверзы и взаимные

Примечание редактора
* Омфа́л (др.-греч. ὀμφαλός — пуп) — древний культовый объект (байтил) в Дельфах, считавшийся Пупом Земли, центром мира. Этот посвящённый Аполлону камень хранился в его храме, имел вид монолитной глыбы и находился в целле, в окружении двух золотых орлов. См.https://ru.wikipedia.org/wiki/Омфал

--------------------------
Имя наборщика: Elena
Дата набора: 28.04.2023
Имя редактора: Юлия
Дата редактирования: 01.03.2024
Вложения
Page2.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39656
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.М. Асеева к Е.И. Рерих (том II)

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 228
--------------------------

подсиживания между К.В. Батуриным с одной стороны и А.Н. Сальниковым с другой. Ну, если сотрудничество невозможно, заключили бы пакт о ненападении, ведь в конечном итоге от этой грязи страдает общее. Мне лично неприятно, когда эти лица в письмах стараются очернить и поддеть друг друга. Приведу несколько характерных выдержек.
..."Стоит ли особо остерегаться "чёрных", когда свои былые мало чем от них отличаются. Я уже писал Вам о штучках Сальникова* и Зенкевича**, этот ряд невежества, зависти, желания власти и проч[ее] можно значительно удлинить. Не буду обременять Вас этим. Местные кружки Агни содержат всё, что угодно, но только не огонь. АМОРК*** тоже не лучше. Я их всех вижу, если и не насквозь, то во всяком случае достаточно хорошо. Затхло, серо, безжизненно. Где же она — атака пурушевая?!..
Предполагаю, что Сальников будет не аккуратен с Вами в расчётах за книги, и эта тенденция будет расти. Почему? Да хотя бы потому, что нельзя жить с оккультизма...
С Сальниковым я продолжаю встречаться, как ни в чём не бывало, он взял у меня в кредит книг на 24 доллара шанх[айских] и не думаю, чтобы скоро заплатил...
Зенкевич, тоже гусь арабский, взял в кредит "Упанишады (2 выпуска "Союза русских Браманистов") и не заплатил, уехал в Циндао, да ещё меня же облаял в газете, выдержка Вам была послана. Оккультист! "Монитор" у меня имеется. Зенкевич, следовательно, ещё раз арап". (Из письма К.В. Батурина от 12 марта т[екущего] г[ода]).
"Вы спрашиваете, что из себя представляет "Русский оккультный Центр"? Его представляет некий г-н Батурин. Я с ним разговаривал. С его "ок[культным] ц[ентром]", который состоит из его же самого одного, — мы связи не имеем, т.к. он старается зазывать к себе только такую публику, которая с оккультными науками ещё не знакома, да и сам он большой профан. Самое лучшее, если Вы будете держаться подальше от него и предупредите всех ваших друзей. Обмен книгами — и только. У него есть типография маленькая, издает 1... [одно слово неразборчиво] журнальчик с громким названием "Огонь", а на обложке — кинозвёзды. Между прочим, он только что издал первый выпуск "Энциклопедии Оккультизма" Г.О.М. Аккуратно сделан...
Ваш сборник очень солидный, и если Батурин в своих изданиях звонит о несуществующем "Оккультном Центре", то Вам-то давно пора было бы кликнуть клич и, посчитав силы, попробовать направлять их по правильному руслу, а то ведь какая-то анархия и на нашем фронте. Я, конечно, не говорю о стройной организации A.M.O.R.C., к которой я принадлежу со своей группой, о разных мелких искателях истины и одиночных организациях, которые болтаются вокруг и около истины, не зная, что можно предпринять конкретного. Ваш прямой долг, имея такой печатный орган, предпринять твёрдые шаги для установления связи со всеми "взыскующими духа" и попробовать найти общий тон — привести, так сказать, к одному знаменателю. Пусть Ваш сборник будет сборным пунктом, печатным органом всех русских искателей истины, а может, Бог даст, мы найдём общий язык и объединимся для борьбы с силами темными". (Из письма А.Н. Сальникова от 19 февраля 1937 г.)

5. Кстати: Ал. Ник. С[альников] спрашивает: "Вот уже полтора года бьюсь и не могу составить группу из 12-ти. Скажите: обязательно ли все должны представлять различные знаки зодиака? И можете ли Вы объяснить мне в деталях ритуал проведения собрания таких групп? Думаю, что все-таки смогу это осуществить".
Ответить на этот вопрос Сальникова я не могу — не доста-

Примечание редактора
* Сальников А.Н. — руководитель оккультной группы в Шанхае
** Зенкевич Семен Иосифович (р. 1895) — участник рериховского движения на Дальнем Востоке.
*** АМОРК — созданная в Соединенных Штатах некоммерческая организация, с конкретной и основной целью — продвигать знания своей истории, принципов и учения для благотворительных, образовательных и научных целей. См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Античный_ ... ы_и_Креста

--------------------------
Имя наборщика: Сантана
Дата набора: 29.04.2023
Имя редактора: Юлия
Дата редактирования: 01.03.2024
Вложения
Page3.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39656
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.М. Асеева к Е.И. Рерих (том II)

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 229
--------------------------

точно компетентен. Вопрос этот интересует и меня лично, б[ыть] м[ожет] Вы, глубокоуважаемая Елена Ивановна, сочтёте полезным дать указание? Правда, я как-то не придаю большого значения ритуалу, считая самым важным — устремление духа, но, м[ожет] б[ыть], я и ошибаюсь?

6. Ещё несколько небезынтересных выдержек из Батуринских писем: "Относительно Чинского я имел кое-какие сведения, думаю, что они преувеличены; что же касается Сукан...на, то я с ним встречался здесь в Шанхае; что он сатанист, я утверждать не берусь, повторяю то, что сам слышал. В отношении моего знакомого — факт неопровержимый, г. о. м. он замотал под предлогом поправок. Этакие неблаговидные фокусы как-то не вяжутся с настоящим оккультизмом. По-видимому, несколько зверовидных придатков людям любезно таскать в своём [одно слово неразборчиво] и ауре. В уничтожении рукописей барона участвовал тайный аморковец — отец Нафанаил, поп из офицеров.
Заниматься вытряхиванием старушек из усыхающего тела — не моё и не наше занятие. Стрела даёт лишь указание на правильную пентаграмму; следуемой реакцией сам человек воздаёт себе по духу своему. Смерть не есть удар или наказание для старухи, это несоизмеримо ни с её делами (теософ[ского] характера), ни с нашей стрелой. Я хочу сказать, что от этого не умирают и за это не умерщвляют".
Именем "старушки" Батурин называет Ц.Л. Гельмбольдт*.

7. Восьмой том "Оккультизма и Йоги" на днях выйдет из печати, авторские экземпляры Вы получите одновременно или почти одновременно с этим письмом. Потому своевременно сказать несколько слов об отдельных статьях восьмого сборника.
"Письмо из Германии" составлено мною лично на основании нескольких газетных и журнальных статей и частных писем. Это не фантазия, а проверенные данные. В Германии, действительно, безжалостно вытаптываются все ростки духовной свободы. Теперь уже ясно видно, к чему готовится германская раса и каких людей она готовит. Только что из Риги пришли сведения о следующем возмутительном случае, имевшим недавно место в Германии. В одной школе ученикам была задана тема: "Обязанность матери по отношению к детям". Две девушки или девушка и мальчик написали, что мать должна воспитывать трудолюбивых, полезных деятелей, которые работали бы в пользу установления на земле мира. Их исключили из школы за пропаганду зловредного пацифизма, отдали под суд, а суд присудил их к отдаче в колонию для малолетних преступников...
Я считаю, что оккультизм заключается не только в изучении Невидимого Мира и скрытых сил человека, но также и в борьбе за духовную свободу человечества. Потому буду разоблачать насилие и ложь, встречающиеся в современной Германии. Вероятно "Окк[ультизм] и Йогу" там запретят, насильники злобны и нетерпимы, но это не так важно, и грозит лишь уменьшением тиража, а отнюдь не закрытием издания. Оно вне досягаемости тамошних мракобесов.

7. Только что получен №1 "Феникса" — "ежемесячника, посвящённого задачам Новой Эпохи". В качестве редактора этого журнала фигурирует Jerri Znamierowski, малоизвестный польский эзотерик, но фактическим зачинателем и вдохновителем этого дела является наш сотрудник Вац. Игн. Ливский. Вероятно, Вы уже получили этот журнал из Варшавы, потому скажу о нём лишь несколько слов. Он производит очень благоприятное впечатление, серьёзного

Примечание редактора
* Гельмбольдт Цецилия Людвиговна (1867—1937), член Российского Теософского Общества. Родилась в Ярославской губернии. Преподаватель, сестра милосердия. Была членом-основателем Российского теософического общества и многолетним секретарем его совета. Сотрудничала в журнале «Вестник теософии». После революции эмигрировала в Швейцарию. Участвовала в создании Русского теософического общества вне России (1926), была его секретарем и казначеем, с 1930 вице-председателем. Сотрудничала в Теософическом обществе в Париже (1927-1934), выступала с докладами. Редактировала теософский журнал «Вестник» (Женева). См. http://book.uraic.ru/elib/authors/gorbunov/sl-4.htm

--------------------------
Имя наборщика: Elena
Дата набора: 30.04.2023
Имя редактора: Юлия
Дата редактирования: 01.03.2024
Вложения
Page4.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39656
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.М. Асеева к Е.И. Рерих (том II)

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 230
--------------------------

солидного эзотерического органа. Безусловно стоит выше обоих провинциальных польских журналов — "Heinоt"я — специфического спиритического издания, и "Lotos"а, более оккультного направления, но тоже не созвучного Новой Эпохи Огня и Света. Мне неизвестно материальное положение "Феникса", — если они продержатся хотя бы год, то журнал, безусловно, будет иметь успех и хороший тираж.
Хорошая и серьёзная передовица написана Ливским, им же дана и отповедь безобразнику Свитковскому по поводу его кощунственной рецензии в "Лотосе". Знаю, что Вы решительно против всякой полемики, но скажу откровенно — поступок Вацлава Игнатьевича я одобряю и считаю, что он поступил вполне правильно. Когда наглец наносит удар, то ему следует ответить ещё более сильным и резким ударом, — Бирбалова линия на таких людей не действует. В другой раз Свитковский не полезет с такой злобной и тупой критикой. Статья Ливского никак повредить не может и вызовет усиленный интерес к "Агни Йоге" и другим книгам Учения.
На стр. 24-25 "Феникса" приводится отрывок из книги инженера Владимира Шмакова* "Пневматология. Система эзотерической философии", изданной в Москве в 1922 году (684 стр. in folio). Как могла выйти такая огромная книга во время террора, преследования всех духовных движений и национализации типографий, в 1922 году времена были страшные. Выпишу эту книгу из Польши, м[ожет] б[ыть], и удастся достать.
В объявлении об "Агни Йоге" Ливский исправил свою нетактичность и указал, что перевод сделан им с русского и английского яз[ыков].
О седьмом (Атлантическом) выпуске нашего сборника в "Феникс" помещена очень благожелательная и тёплая рецензия. "Окк[ультизм] и Йога" цитируется и в отдельных статьях журнала.

8. Только что получена открытка от А[нтона] И[осифовича] Янушкевича. Конечно, как и следовало ожидать, по отношению к "Фениксу" он настроен недоброжелательно.
...Ливский и компания безработных "учёных", а в сущности "тёпленьких", выпустили в свет №1 "Feniks"a. В этом номере Ливский, наконец, одумался и поместил ответ Свитковскому. Содержание выпущенного месячника очень нудное, новой творческой мысли нет, есть и какая-то балаганщина, и клоунада. Чувствуется, что рассчитывают больше на доход с рецензии, объявлений, на получение обменных книг, которые, во всяком случае, имеют большую ценность и могут быть превращаемы в деньги. Хотя невзыскательной публики здесь много, но не думаю, чтобы этот "Feniks" просуществовал долго... Ливского я назвал врагом нашим в том смысле, что он "тёпленький", работает в нашей области из расчёта. Лучше было бы, если бы эта новая компания "учёных" приступила к изданию книг Нового Учения, которое так ясно и понятно изложено для каждого и не требует пояснений. Жаль времени на [одно слово неразборчиво] детских истин.

9. Получено письмо от Е.Ф. Писаревой. В нём очень интересно сообщение о М[итрофане] В[асильевиче] Лодыженском**, авторе "Мистической Трилогии" ("Сверхсознание" + "Свет Незримый" + "Тайная Сила"). До Елены Фёдоровны дошли слухи о предполагаемом переиздании этой книги в Риге Н[иколаем] Гудковым***, ей хотелось бы помешать этому предприятию.
..."Зато о том, что Вы называете "Мистическая Трилогия" Лодыженского могу Вам дать точные сведения. Я очень хорошо знала этого Лодыженского; вот в нескольких словах его история. Это прежде всего честолюбивый

Примечание редактора
* Шмаков Владимир Алексеевич (1887 — 1929) — русско-аргентинский оккультист, философ, теоцентричный представитель философского эзотеризма первой четверти ХХ века. См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Шмаков,_В ... Алексеевич
** Лодыженский Митрофан Васильевич (1852 — 1917) — русский писатель и религиозный философ, рациональный мистик; статский советник. См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Лодыженск ... Васильевич
*** Гудков Николай Дмитриевич (р. 1884), латвийский издатель.

--------------------------
Имя наборщика: Elena
Дата набора: 04.05.2023
Имя редактора: Юлия
Дата редактирования: 02.03.2024
Вложения
Page5.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39656
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.М. Асеева к Е.И. Рерих (том II)

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 231
--------------------------

тип; мало образованный, карьерист, добившийся поста [одно слово неразборчиво] губернатора в одном из Сибирских городов, счёл себя обойдённым по службы, вышел в отставку, и имея достаточные средства, отправился путешествовать. Считая себя очень религиозным, он от нечего делать стал читать религиозную литературу, напал на "Вестник Теософии" и явился к нам (в главную квартиру Р[усского] Т[еософского] О[бщества]). После этого он отправился на Восток, был даже в Адьяре и, вернувшись в Петербург, решил попробовать свои силы на литературном поприще. Результатом было первая книга его Трилогии, называлась, если не ошибаюсь, "Свет Незримый". Я не имею привычки сохранять адресованные ко мне хвалебные письма, могу сообщить Вам только одно, что он приписывал успех своей книги (она действительно имела успех) всецело мне. Не зная иностранных языков, он очень обильно черпал из многих переводов английской теософической литературы. Через некоторое время он подпал под влияние насколько помню нео-христиан и стал видеть свет только в православии. В этот период появилась вторая книга его трилогии. А затем он соединился с К. предателем, ставшим благодаря чисто личным мотивом жестоким врагом Теос[офского] О[бщест]ва. Имени его не называю, т.к. карма наказала его достаточно: он был расстрелян. Оба — и Ладыженский, и предатель — стали во главе черносотенной партии, сражавшейся во что бы то ни стало погубить Теос[офское] О[бщест]во. В одной из петербургских газет был отведён особый кабинет для желающих узнать правду относительно пагубного движения Теософии, и Лодыженский был приглашён давать объяснения, доказывающие сатанинский характер Теософии. Насколько мне известно, Лодыженский в качестве апостола успеха не имел. Тогда он засел за третью книгу Трилогии с каким-то очень мрачным заглавием, которое я забыла; он её наполнил клеветой и лживыми сведениями о теософии и теос[офском] обществе. Узнав это, Вы, вероятно, разделили моё желание, чтобы Гудков не нашёл этой скверной Трилогии".
Получили ли Вы мои письма от 1-V, 7-V, 19-V, 28-V, 30-V и 15-VI? Все они посланы заказными. Шлю Вам самые светлые и радостные пожелания.
Искренне Вам преданный Dr. A. Асеев.

--------------------------
Имя наборщика: Elena
Дата набора: 09.05.2023
Имя редактора: Юлия
Дата редактирования: 02.03.2024
Вложения
Page6.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39656
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.М. Асеева к Е.И. Рерих (том II)

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 232
--------------------------

Рготина, 13-9-1937.

Глубокоуважаемая Елена Ивановна!

Давно не писал Вам, т[ак] к[ак] был очень занят, не мог хорошенько сосредоточиться на письме к Вам. Много накопилось канцелярской работы (по службе), её необходимо было закончить этим летом; кроме того, готовил к печати девятый сборник, — теперь рукописи уже отосланы в типографию, и я относительно свободен.
Прежде всего — о сборнике. Вы знаете, как он для меня дорог, ведь я издаю его с напряжением всех своих психических и материальных возможностей. Но зрело обсуждая достигнутые результаты и трезво глядя в глаза будущего, я должен признать, что дело поставлено мною и ведётся неудачно и что лучше всего временно прекратить.
В настоящее время эта "овчинка выделки не стоит", издательское моё дело не оправдывает тех жертв, которые я ему приношу. Вот уже пять лет, как я отдаю ему все свои досуги, эти годы я не имел возможности основательно проштудировать ни одной серьёзной книги по Оккультизму, не написал ни одной обстоятельной, оригинальной статьи и т[ак] д[алее], одним словом, я занимался не творческой работой, открывающей высоты Духа, а перепиской с читателями, административно-канцелярскими делами и мышиной беготнёй. Это — непроизводительная затрата психической энергии. Целесообразнее прекратить дело. Конечно, временно. На три года. За это время при моём теперешнем устремлении и удачно сложившейся жизни я смогу сделать очень много: изучить основательно английский язык, который мне необходим, дописать свою "Фармакодинамику Оккультизма", так безнадёжно замёрзшую на мускусе, проштудировать книги Учения Живой Этики, в ду-

--------------------------
Имя наборщика: Elena
Дата набора: 10.05.2023
Имя редактора: Юлия
Дата редактирования: 02.03.2024
Вложения
Page7.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39656
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.М. Асеева к Е.И. Рерих (том II)

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 233
--------------------------

мываясь в каждое слово, (сейчас я читаю их на лету, поверхностно), пополнить значительные пробелы в Тайноведении, (например, я совершенно не знаю астрологии, с основами которой должен быть знаком каждый добросовестный оккультист), внимательно изучить "Тайную Доктрину", эту величественную энциклопедию высшего Знания, основательно заняться упражнениями в сосредоточении, без которого никакая оккультная работа невозможна. Прекратив издание журнала и переписку с читателями, я смогу всё это сделать в три года, у меня остаётся много свободного от медицинской работы времени.
Это не дезертирство, а лишь всесторонне обдуманное отступление для накопления сил для новой решительной битвы. Так я раз уже поступил. В 1926 году я издал сборник "[Одно слово неразборчиво] Господне", он у Вас имеется. Это издание я прекратил на первом же номере, т.к. ясно увидел, что продолжение его возьмёт все мои силы, я не смогу окончить университет и подготовить себя к служению на благо Родины. Потому с болью в сердце я прекратил тогда это дело и ждал целых семь лет, семь лет копил силы, чтобы снова выступить на поле битвы. Да, лишь в 1933 году я начал издавать " Окк[ультизм] и Йогу" и по сей день отдаю ему все свои силы, но теперь вижу, что это непродуктивно, необходимо сделать перерыв и переключить энергию на другую плоскость. К тому же я надеюсь, что через 3-4 года издательское дело удастся перенести на Родину, ведь Вы писали, что в 1940 году Чертог Небывалый должен там засиять.
Здесь же, в сущности, и работать не для кого. Ведь журнал издается на русском языке, для руских, а именно русская эмиграция интересуется им менее всего. Сборник покупают эстонцы, латыши, литовцы, поляки, румыны, болгары — и очень мало чистокровных русских.

--------------------------
Имя наборщика: Сантана
Дата набора: 11.05.2023
Имя редактора: Юлия
Дата редактирования: 02.03.2024
Вложения
Page8.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39656
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.М. Асеева к Е.И. Рерих (том II)

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 234
--------------------------

Конечно, большое значение имеет и денежный вопрос — на каждом № я теряю не меньше 2/3 затрачиваемых денег. Правда, в течении года по выходе книги из печати я рассылаю до 500 экземпляров в разные страны, но, увы, большинство распространителей не платят денег за проданные книги под теми или иными предлогами. Причём те, которые на словах проявляют 100% энтузиазм и при каждом удобном случае говорят о самопожертвовании, именно они особенно неаккуратны в денежных расчётах. Так очень трудно работать.
Кроме того, интерес публики к Сокровенному Знанию незначителен. На обложке VIII сборника я опубликовал каталог книг по Оккультизму, причём поставил самые низкие цены. Прошло уже свыше двух месяцев, как сборник разослан читателям. Знаете, сколько за это время я получил заказов на книги? Ни одного!!! Это очень характерный факт...
Да, совсем, совсем мало ищущих, для которых "Оккультизм и Йога" жизненно необходим. Но всё-таки жаль, если этот слабо пылающий огонёк погаснет. Потому я предложил Латвийскому Обществу продолжить это дело. Александр Иванович будет превосходным редактором, члены старшей группы помогут ему в административной работе и переписке, касса общества легко будет покрывать дефицит по изданию, всё устроится к лучшему. Ответа из Риги я ещё не имею, вероятно, Общество не захочет принять окончательного решения, не посоветовавшись предварительно с Вами. Конечно, если издание сборника будет перенесено в Ригу, то я всё-таки останусь его сотрудником и даже смогу поддерживать его и материально.

--------------------------
Имя наборщика: Elena
Дата набора: 11.05.2023
Имя редактора: Юлия
Дата редактирования: 02.03.2024
Вложения
Page9.jpg
Ответить

Вернуться в «Письма корреспондентов к Е.И. Рерих»