Дорогая Елена Ивановна! Только что закончив свое письмо к Вам, я получил письмо от Александра Ивановича [Клизовского] с просьбою спешно сообщить ему, получил ли я из Риги дар великого доверия Востока? Кроме того, получил еще письмо от
Ольги Никаноровны [Крауклис] полное тревоги: "...
правдивое описание Александром Ивановичем [Клизовским] некоторых фактов вызывает (в Гималаях), как видно, недоумение и недовольство, т.к. все пишут только о блестящем положении дел. Хорошо ли, что мы таким образом взваливаем всю ответственность и неприятности на одного Александра Ивановича и как бы выходит, что прячемся за его спину. Мне думается, было бы по-товарищески, если бы при случае и Вы кое-что осветили в истинном свете. Получили ли Вы книгу? Важно знать об этом?..."
Конечно, как я уже писал, книга сама по себе не так важна, а важно неисполнение Указа, но это не мое дело, кто и как наворачивает свою карму, а потому я и молчал. Но
если требуется защита такого человека как любимый всеми Александр Иванович, то я должен сказать, что в Риге не все благополучно! Рихард Яковлевич очень хороший человек со светлой сущностью, но, к сожалению, слабовольный и легко поддающийся окружению. Всем делом управляет честолюбивый Волковский в связи с другими некоторыми лицами, большими националистами. Эта слабохарактерность Рудзита выразилась даже в таком незначительном деле, как делегирование кого-либо на похороны Стипрайса без санкции Волковского. Этой санкции, очевидно, не было, так как никто не пришел на кладбище. После почти годового ходатайства моего для нашей Двинской группы, а может быть и много больше; нужно было быть очевидцем с каким нежеланием и комичной трудностью были, наконец, выданы портреты Великого Владыки при стечении всех условий благоприятных (благодаря, очевидно, помощи свыше) для меня и Клизовского, помогавшего мне. В то время как литовцам портреты давались с поразительной легкостью. Все книги Л.С.М. I ч. подвергались операции вырезания первого листа* под предлогом существующих условий, хотя книга безвозбранно пересылалась через границу с этим же листом. Ни одного сообщения или указа мы, Двинчане, из Рижского центра не получаем, а между тем регулярно отправляем туда все копии, какие сами имеем. Если что-либо знаем, то только кружным путем через наших русских друзей из Литвы и Риги. Именно,
замечалось систематическое ущемление русских. Я, конечно, мало имею возможности чего-либо коснуться, ибо далек оттуда, но и то, что слышал достаточно будет, как иллюстрация к тому, что сам лично знаю.
В конце своей статьи "о спиритизме, медиумизме, магии и окку[ль]тизме" я коснулся такого печального явления в нашей среде, как существование "оккультистов-националистов", имея в виду тот уклон, который образовался в Риге и воспринятый оттуда Литвой.
Простите меня, что причиняю Вам сильное огорчение, дорогая и светлая наша Водительница, но мы ведь еще все двуногие звери, не умеющие между собою жить в мире и вступление наше в Общество очень еще мало изменило нас к лучшему. Тряпье и великое тряпье еще волочится за нами. Думаю, что происками темных был удален К.И. Стуре благодаря некоторым слабым местам своего характера при главном участии Волковского (это я лично знаю), происками темных теперь же творится продолжение этого дела. Вот почему и наша карма за прошлое.
Одно могу сказать, что более светлой, честной и справедливой личности, как Александр Иванович [Клизовский] у нас в Обществе пока нет. Да поможет Вам Великий Владыка перенести как и всем нам это неприятное для всех нас положение и не думайте что-либо омрачающее личность Александра Ивановича. Примите моё уверение в желании достойно и жертвенно служить великому делу Владыки и быть всегда правдивым и объективным во всех превратностях нашей жизни.
Евгений Зильберсдорф.
Примечание редактора
* Первый лист книги "Листы Сада Мории" начинается словами: "В Новую Россию Моя первая весть". См. оригинал первого издания:
https://lebendige-ethik.net/pdf/ZOV_(1924).pdf
viewtopic.php?p=37068#p37068
viewtopic.php?p=37069#p37069