Страница 3 из 14
Re: Письма К.И. Стуре к Е.И. Рерих
Добавлено: 14 апр 2024, 10:26
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Номер pdf-страницы: 20
--------------------------
перерыв. Все разъехались в дачные местности и на взморье. Власти нас ни в чём не беспокоят. В случае надобности я имею контакт с кругами власти.
На две недели и я уезжаю как бы на взморье, в Виндаву. Письма из Риги мне будут туда пересылаться.
Покамест у нас не бедствуют. В кооперативе вегетарианская столовая расширяется. Пекарня в наступающие тихие летние месяцы всё же потребует некоторой, хотя и небольшой, проплаты.
Из Учения пока попрошу лишь объяснения настоящего смысла трёх слов: "Армагеддон", "Садха" и "Хатык" (Матери Мира).
Да, кажется, ещё один и весьма важный вопрос. Г-н Тарасов писал Принцу, что Владыка М. — VI луча, а Борхес — Майтрейа I луча. Мне казалось бы, что в Владыке М. воплощающая высшие, вечные принципы Майтрейи.
Этого вопроса, быть может, касаться не следует; меж тем всё же и довольно часто его касаются, а лишь на основании внутреннего голоса указания давать всё же ненадёжно. Своё мнение имею как внутренний синтез из всего, что мне известно из Учения и из произведений Н.К.
Прилагаю при сём письмо Тарасова с приложением "против тёмных".
В ожидании Ваших дальнейших указаний,
всегда готовый к Служению,
К.Стуре.
PS. Многие из членов общества изучают астрологию. Но эзотерическая астрология им недоступна. Как отнестись к этому вопросу?
--------------------------
Имя наборщика: MgGulyan
Дата набора: 24.04.2024.
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 13.07.2024
Re: Письма К.И. Стуре к Е.И. Рерих
Добавлено: 14 апр 2024, 10:26
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Номер pdf-страницы: 21
--------------------------
Виндава, 16.VII.1934.
Высокопочитаемая Елена Ивановна!
По прибытии в Виндаву я посетил руководительницу местной группы Рижского Общества, г-жу Бумбер.
Она мне передала, что третьего дня отослала Конрада Принца, изъявлявшего недостойную книжку Учения. С Принцем, между прочим, произошёл следующий случай. С его же слов г-же Бумбер, он, по получении от секретаря нашего общества продиктованного мною письма, что он, Принц, лишь поверхностно ознакомившись с Учением, с недостаточным чувством ответственности принимается решать непосильные ему вопросы, и что книгу его не только нельзя рекомендовать, но желательно было бы изъять её из обращения. Разозлился и бросил письмо в огонь топившейся плиты. После этого он сел обедать и, кушая вовсе не чёрствый хлеб, выломал несколько зубов. Это его ещё больше разозлило. Он принял это как обратный удар, тоже неправильно им понятый. Теперь он будто произносит: "Обеззубили человека. Разве Христос это делал?" Г-жа Бумбер ему мягко поясняла необыкновенность его взглядов, но тщетно. На полях полученного им из Парижа "Мира Огненного" он писал самую гнусную "критику" Учения, называя Учение склочной угрозой.
--------------------------
Имя наборщика: MgGulyan
Дата набора: 25.04. 2024.
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 13.07.2024
Re: Письма К.И. Стуре к Е.И. Рерих
Добавлено: 14 апр 2024, 10:26
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Номер pdf-страницы: 22
--------------------------
По прочтении таких его убеждений руководительница группы попросила его не посещать чтений. Это его будто опечалило. И опять последовал вопрос: "Разве Христос это делал?"
Принц убеждён, что он избранная личность и верит, что высокий, стройный, внешностью очень походящий на Александра I, мужчина и есть воплощение настоящего Учителя.
Попытаюсь разузнать, что это за мистическая личность в роли Учителя из Индии. Не Кордашевский же? И вряд ли. Вроде Алексеев не знал, кто из его группы ездил в Виндаву. Принца покамест приходится оставлять в покое; давать более подробные сведения г-же Бумбер он отказался.
Я смотрю на эти проявления без волнения. Будут ещё разные попытки.
Принц ещё выражался, что его "Царицу Нур" не признали из-за выраженных нападок против текущего строя в России и что евреи, "головами которых будут мостить улицы Российских столиц", выдумали проповедующего гуманность Учение Мория-Майтрейи, чтобы создать верный оплот против угрожающей опасности.
Я не сомневаюсь, что это явный и весьма тяжкий случай одержания. Настроение у этого человека меняется несколько раз в день. Сам он говорит, что чувствует в себе поразительную двойственность.
Тарасову я писал, что он своими слишком авторитетными указаниями усилил мнительность обратившегося к нему за защитой своего самолюбия Принца и расписался словами: "Во всех благих устремлениях духом с Вами".
С истинной преданностью,
К. Стуре.
--------------------------
Имя наборщика: MgGulyan
Дата набора: 25.04.2024.
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 13.07.2024
Re: Письма К.И. Стуре к Е.И. Рерих
Добавлено: 14 апр 2024, 10:27
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Номер pdf-страницы: 23
--------------------------
Рига, 7 августа 1934.
Высокопочитаемая Елена Ивановна!
Упомянутая в последнем моём письме загадочная личность является местным обывателем, известным председателем спиритического (оккультного) общества, Балодисом, а ездившая в Виндаву к упомянутому Конраду Принцу чета — медиум Балодиса, Гинсбург и её муж, а не супруги из Алексеевской группы, как я это предполагал. Это люди, распространяющие всеми средствами своё влияние среди легковерных искателей истины, не гнушаясь и обмана. Балодис уже давно убеждает своих сторонников, что он воплощение Александра I, Дмитрия Донского, Александра Невского. Псевдоним его Рофант (сокращённое "Иерофант"), а среди доверенных членов своей организации он называется якобы индийским именем "Sandira". Это, по всей вероятности кружок тёмной, масонствующей ложи. Я убеждён, что домогательства тёмных не смогут нам навредить.
Я читал писанное медиумом Гинсбургом Принцу письмо, в котором она его увещевает не вступать вторично в брак, т.к. его в астральной плоскости ждёт его чистая первая жена с священным огнём единого брака (следуют ссылки на Индию). На Принца эти люди обратили внимание из-за его книги "Царица Нур".
О деятельности конторы Вр. с Е.Г. я пока ничего не слышал.
--------------------------
Имя наборщика: MgGulyan
Дата набора: 26.04.2024.
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 13.07.2024
Re: Письма К.И. Стуре к Е.И. Рерих
Добавлено: 14 апр 2024, 10:27
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Номер pdf-страницы: 24
--------------------------
На письмо г. Гущика из Эстонии, что он не желает участвовать в "захваченной" Пеалем и Икскюлем организации имени Н.К., я попросил его мне подробно и трезво описать положение дела и подумать, как направить деятельность в желательное русло. В начале сентября, или уже в конце августа, поеду в Эстонию и попытаюсь объединить желательные элементы, в августе я приглашён докторшей Серафинене в Литву, к которой как я это узнал едет и какой-то теософ из Германии. Около д-рши Серафинене группируются молодые литовские художники и несколько учениц; предполагается основание группы.
О латвийском Архиепископе я в одном письме уже писал. Как-будто влияние его через министра народного просвещения, тоже теолога, профессора Адамовича, коснулось отрицательно и нашей деятельности здесь — нам не разрешили доступные всем курсы английского и русского языков, задуманные нами при обществе. Теперь во время военного положения придётся добывать у Префектуры разрешение и для каждого урока языков; как и все прочие собрания разрешаются префектурой, утверждающей и представленный порядок дня и темы чтений. Это обстоятельство в значительной мере тормозит и предполагающиеся занятия по секциям. Тем не менее с конца августа начну организовывать научную и художественную секции, хотя бы в виде кратковременных курсов, разрешение на которые затем опять можно будет повторить. Получить же при данном престоле
--------------------------
Имя наборщика: MgGulyan
Дата набора: 26.04.2024.
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 13.07.2024
Re: Письма К.И. Стуре к Е.И. Рерих
Добавлено: 14 апр 2024, 10:27
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Номер pdf-страницы: 25
--------------------------
церковников разрешение на учреждение постоянных курсов в роде народного университета пока мало надеюсь, как я это на днях выяснил в разговоре с заведующим курсами директором департамента. Они считают, что уже имеющиеся два народных университета для маленькой Латвии белее чем достаточны.
Дошедшая до меня молва о задуманных будто против нашего общества репрессиях по заявлениям конкретных представителей власти (в посещённом мною вчера министерстве внутренних дел) лишено всякого основания.
Попытаюсь в пятницу побыть у министра народного просвещения, проф. Адамовича, и ещё раз коснуться вопроса разрешения курсов. Ответ на поставленный мною в прошлом моём письме важный вопрос уже вытекает из Ваших читанных мною прежнего дня пояснений в письме Клизовскому.
Чтение отдельных глав из "поправленного" труда А.И. Клизовского, по моему предложению, уже практиковалось с прошлого года.
От г. Шклявера я получил письмо, в котором Георгий Гаврилович отмечает, что переписка г. Тарасова с обществами, по его мнению, всегда имела частный, а не официальный характер.
Д-р Асеев пишет из Югославии о торжественном приёме нашего Великого Культурного Вождя в Японии и о том, что вся Харбинская пресса цитирует вещие слова нашего Вождя. Д-р Асеев запрашивает меня об основанном в "Clairy"
--------------------------
Имя наборщика: MgGulyan
Дата набора:26.04.2024.
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 13.07.2024
Re: Письма К.И. Стуре к Е.И. Рерих
Добавлено: 14 апр 2024, 10:27
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Номер pdf-страницы: 26
--------------------------
братства Розенкрейцеров. Они имеются и у нас в Латвии и в Эстонии. Один из их лидеров обедает в нашей вегетарианской столовой. Я у него, у г. Иваск (по национальности он эстонец), справлялся о розенкрейцеровском движении в Швейцарии, он мне дал нужную справку об основании в прошлом году в Швейцарии кружка, а взамен обратился ко мне с просьбой указать кому посвящена статья Н.К. под заглавием "Легенды" на стр. 84. "Держава Света" без указания кому она посвящается, в то время как, по словам г. Иваск, эта же статья под заглавием "Legends and dreams" оказалась в одном всем доступном журнале как специальное послание определённому обществу. Непонятно, какой интерес связывает розенкрейцеров с этой статьёй, не подразумевают ли они себя в лице этого "определённого общества"?
Сегодня я выяснял, какие рижские газеты отметили чествование Н.К. в Японии. В редакции "Сегодня" об этом не сумели сказать, ровно и латвийская газета "Pedejaшs Bridis", и не читали-таки из нашего общества ничего в "Яунакал Зиняс"; имеется у меня лишь вырезка из латвийской газеты "Латвис" под заглавием "Тибетские врачи": "Король Манджушри в отдельной аудиенции принял в королевском замке директора Нью-Йоркского музея Рериха, известного художника профессора Н. Рериха. От имени Совета протекторов музея проф. Рерих поднёс королю знак музея первой степени и знак мира. Этот знак жалуется как предназначенный за заслуги на поприще культуры. За время своего пребывания в Харбине проф. Н.К. Рерих давал представителям
--------------------------
Имя наборщика: MgGulyan
Дата набора: 27.04.2024.
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 13.07.2024
Re: Письма К.И. Стуре к Е.И. Рерих
Добавлено: 14 апр 2024, 10:28
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Номер pdf-страницы: 27
--------------------------
прессы интересные интервью о тибетской медицине, которую он изучает в последние годы". Следует указание на высшую медицинскую школу вблизи Лхасы и на то, что тибетские врачи лечат не заболевший орган, а весь организм. Затем присовокуплено, что сын проф. Рериха, Ю. Рерих, описал излечение тибетским врачом болевшей раком женщины.
Имеющиеся у меня листы второй части "Мира Огненного" кончаются параграфом 34-м; из параграфа 35 имеется одна сторона [листа]: "После новых потрясений человечество вступит на путь сотрудничества. Но можно..."
Один экземпляр Бхагават-Гиты в переводе Каменской у меня имеется; перевод Балтрушайтиса сегодня не удалось разыскать.
Возвращаюсь ещё раз к положению наших дел в Эстонии.
Пеаль* пишет: "Относительно моего отношения к Николаю Константиновичу Рёриху с моей стороны заявляю, что оно может быть только такие же как и у всех, кои удостоились чести высокочтимой Елены Ивановны Рёрих; хотя, признаюсь, что мне не совсем ясно, что именно послужило причиной необходимости довести до моего сведения, что г. Тарасов не уполномочен давать указания по Учению. На его симпатичное и богатое духом письмо ко мне я и смотрел как на его частное письмо ко мне. По поводу моего мнения о Бароне Икскюле**, возможно ли причастность его к культурным сотрудникам направления Рёриха, хочу сказать, что я вместе с ним в 1931 г. посетил д-ра Лукина в Риге, от которого у меня осталось очень хорошее впечатление и несколько полезных указаний. Вообще же знаю Барона Андрея Владимировича Икскюль 5-ый год; он очень образованный, с большой эрудицией человек, говорящий на эстонском, русском, немецком, французском
Примечание редактора
* Пеаль Артур Васильевич (ум. 1968) − юрист, в начале 1930-х гг. возглавлял группу последователей Н.К.Рериха в Эстонии. Из письма Е.И.Рерих к К.И.Стурэ от 12 сентября 1934 г.: "... меня сильно тревожит, а сейчас, в связи с полученными мною Указаниями и некоторыми сообщениями, еще больше предательское гнездо в Ревеле. Так, мне пишут, что известный Вам Артур Пеаль состоит на службе ГПУ и, следовательно, является явным шпионом и предателем".
** Икскуль Андрей Владимирович (1890–1940) − барон, руководитель эстонского общества «Круг Мысли», муж Нины Павловны Рудниковой (литературный псевдоним), воспользовался знаком Музея Рериха в Нью-Йорке для своего общества, при этом активно дискредитировал как имя Рериха, так и саму идею Пакта, создав, по определению Елены Ивановны, «предательское гнездо в Ревеле» (см. письмо Е.И.Рерих от 30 августа 1934 г.).
--------------------------
Имя наборщика: MgGulyan
Дата набора: 27.04.2024.
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 13.07.2024
Re: Письма К.И. Стуре к Е.И. Рерих
Добавлено: 14 апр 2024, 10:28
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Номер pdf-страницы: 28
--------------------------
языках, прекрасно разбирается в религиозных вопросах, человек живого духа. Мне лично думается, что он вместе со своей супругой, многоуважаемой баронессой Ниной Павловной Икскуль, единственные люди в Таллине, понимающие движение Рёриха наиболее глубоко и широко.
Был бы Вам благодарен за ответы на следующее:
- Как часто собирается общество Рериха в Риге?
- Сколько членов, их преобладающий возраст и пол, степень образования, национальность?
- Совершается ли систематическое чтение и какой книги?
- Читают в группе поочерёдно или имеется один руководитель?
- Не чувствуется ли, что руководитель на аршин выше прочих?
- Стремятся ли члены усовершенствоваться морально или ограничиваются чтением?
- Если не секрет, то приложите пожалуйста отчёт за 1 год какой-либо?
- Предпринимаются ли какие-либо шаги к пропаганде?
- Выдвинулись ли среди членов новые руководители, кружок в кружке как-бы?
- Отношение духовенства и антропософов к движению Рёриха и т.д.
Эти вопросы стоят в Таллине на очереди практического разрешения, а у Вас этой практики несколько лет. Как влияет отсутствие литературы на местном языке? У меня мнение: дело начатое эмигрантом к коренному населению не пристанет; а на эстонском языке сейчас ничего нет. Не окупается печать, ибо печатать можно не более 300 экземпляров приблизительно".
Привёл почти целиком письмо помощника присяжного поверенного г. Пеаля, о котором г. Гущик отзывался не совсем лестно. О бароне Икскюле покойный Ф.Д. раздобыл очень отрицательную характеристику; с баронессой я познакомился у покойного нашего доктора, который поговаривал даже о чём-то вроде сатанистского движения, отчаянно курила эта баронесса. Теперь она, по словам г. Иваска, основала общество Солнца; каковы цели этого общества здесь не удалось выяснить. Г-н Гущик в последнем письме говорил, что идеи Н.К. и Учение "преподносятся в виде египетской мудрости и многие пожимают плечами, спрашивая - это ли Рёрих". Знаю г. Гущика из его писем как легко увлекающуюся собственными идеями и склонную к преувеличениям поэтически- эмоциональную натуру, впадающую и легко в крайности. Всё же участие Икскюлей внушает мне серьёзные опасения. Не думаю, чтоб одно причастие к сыску (в Эстонии) имело бы решающее значение для отрицательного отзыва, но Ф.Д. говорил мне выставляемом самим Икскюлем факте его "Посвящения" в каком-то восточном монастыре. Эти "посвящения" могут быть разных направлений. Поэтому я и решил по возвращении из Литвы ехать в Эстонию. С Высшей помощью удастся всё нужное уладить.
Всегда готовый к великому Служению.
Преданный Вам,
К. Стуре.
--------------------------
Имя наборщика: MgGulyan
Дата набора: 27.04.2024.
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 13.07.2024
Re: Письма К.И. Стуре к Е.И. Рерих
Добавлено: 14 апр 2024, 10:28
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Номер pdf-страницы: 29
--------------------------
Рига, 25 августа 1934.
Высокопочитаемая Елена Ивановна!
Только что я вернулся из Литвы, куда я [ездил] по просьбе г-жи Серафинины* для информации в связи с предстоящей регистрацией общ-ва имени Н.К. в Литве. Около Надежды Павловны Серафинины собралась группа молодых литовских художников, горящих устремлением к Свету новой Живой Этики. Проездом к Надежде Павловне в литовский курорт Паланген, а равно и на возвратном пути я по дню остановился в столице Литвы — Каунасе, познакомился с проф. Вольтерсом, почётным председателем общ-ва латвийско-литовского сближения, и познакомил его с культурными идеями Н.К.; говорил также с литовским министром иностранных дел о пакте знамени мира и услышал отрадное его мнение о высоком значении и необходимости признания этого пакта; ведение же делами регистрации и защиты культурных ценностей в Литве, по всей вероятности и по словам министра, будет передано культурному департаменту министерства Народного просвещения, директор которого мне обещал благосклонную резолюцию по делу регистрации Рериховского общества в Литве.
Самой г-же Серафинине предстоит бракоразводный процесс в церковном суде и она хотела откладывать дело регистрации
Примечание редактора
* Серафинина Надежда Павловна (1876-1959) — основательница первого в Литве Рериховского Общества и фактическая руководительница его в первый год существования. См.
Письма Н.П. Серафининой (Литва) к Е.И.Рерих.
--------------------------
Имя наборщика: MgGulyan
Дата набора: 29.04.2024.
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 13.07.2024