Письма А.И. Клизовского (Латвия) к Е.И. Рерих

Эпистолярный архив Е.И.Рерих, набранный печатным текстом
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39656
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Клизовский Александр Иванович к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 20
--------------------------

О противлении злу.
Добавление к главе "3акон Кармы".

В Космосе существует извечная борьба Сил Света с силами Тьмы, борьба проявленного Мира с непроявленным хаосом, который стремится поглотить и уничтожить все достижения Света. Об этом знали все Великие Учителя человечества и в той или иной форме сообщали людям о необходимости борьбы с Тьмою, но никто из Них никогда не учил, что на зло человек должен отвечать злом. Если стать на подобную точку зрения и начать проводить её в жизнь, то зло затопило бы мир, воцарился бы хаос и мир погиб бы. Мир существует добром и держится правдой, но не злом и зло может быть побеждаемо исключительно добром, но не злом. Человек, который за зло платит злом, содействует хаосу и сотрудничает с Тьмою.
В этом духе учили людей все Великие Учителя человечества. Затруднение, которое встречает западный мир в необходимости сочетать кажущееся противоречивые требования борьбы с Тьмою, которая распространяет зло и воздаяния за зло добром приводит к появлению ложных учении о непротивлении злу, и есть, в сущности, незнание закона кармы.
В древнем законе сказано: "Мне отмщение и Аз воздам". Здесь прямое указание на закон Кармы, указание на то, что не должен человек мстить за причиненные ему несправедливости, ибо этим ведает Высший Суд. В этом изречении все ясно и понятно и оно не может возбудить никаких превратных толковании. Между тем другое древнее изречение: "Око за око и зуб за зуб", породило и порождает превратное толкование его. Людьми, не знающими о законе Кармы, оно трактуется не только как право, но как требование мстить за причиненную обиду и отвечать ударом на удар.
Мы знаем к каким печальным результатам приводит проведение этого правила в жизнь среди некоторых народов Центральной Азии и юга Европы. Целые поколения и роды были истреблены благодаря тому, что существовало "священное право" родовой кровавой мести за нанесенные кому-то когда-то обиды. Между тем это изречение, также как и предыдущее, относится к закону Кармы. Лишь высший непреложный закон Кармы может отвечать оком за око и зубом за зуб, но не имеет права сам человек брать на себя выполнение этого закона. Мы должны, именно, как сказал Христос: "Прощать врагам нашим", - ибо иначе мы не выйдем из заколдованного круга Кармы и кто из нас может знать, что полученный нами удар не есть заслуженный обратный удар Кармы? Возвращая же этот удар с местью в сердце обратно, мы тем самым не исчерпываем Карму, но продолжаем её и даже усиливаем её в тяжком для нас направлении. Поэтому Христос, как Великий Учитель, учил своих последователей не противиться злому злом, но добром, чтобы не создавать себе тяжелых кармических последствий.  

--------------------------
Имя наборщика: Vera
Дата набора: 14.10.2022
Имя редактора: Vera
Дата редактирования: 14.10.2022
Вложения
Page20.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39656
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Клизовский Александр Иванович к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 21
--------------------------

Объясняя в Нагорной Проповеди среди других поучений суть закона Кармы выраженной в формуле - "око за око и зуб за зуб" - дальнейшими словами: "А Я вам говорю: не противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую", - и т.д. Христос учит не противиться злому злом, ибо если человек на удар отвечает ударом, то он берет на себя выполнение того, что должен выполнить кармический закон, он осложняет свою карму и, платя злом за зло, сотрудничает с Тьмою. Христос не учит бежать от ударившего или остаться в том же положении, но обратить к ударившему другую щеку, то есть, противопоставить его злобе - незлобивость, его насилию - терпение и кротость, его ненависти - любовь. Таким образом, не непротивлению злу учил Христос, но противлению ему высшими духовными качествами. Если человек может побороть в себе низшие чувства, вызываемые в нем насилием над ним и в точности выполнить эти слова Христа, то он проявляет столь великую силу духа, пред которой поникнет самая ярая злоба и погаснет самая лютая ненависть.
"Почему иногда зло как бы представляется победителем? Только от неустойчивости добра. Можно чисто физиологическим путем доказать, что явление перевеса зла кратковременно. Зло возникает вместе с империлом, но этот яд может дать лишь первую очень сильную вспышку. Затем он переходит в разложение и постепенно разрушает своего же породителя. Значит, если Агни, хотя бы отчасти выявлен, он не перестает усиливаться. Так, когда империл будет уже разлагаться, Агни, наоборот, приобретет полную силу. Потому так советую выдержать первый натиск зла, чтобы предоставить его собственному пожиранию. Кроме того, при поединке зла с добром, иначе говоря, империла с Агни, последний будет пропорционально возрастать, тогда как империл будет разлагать своего владельца. Так можно наблюдать поединок низшего с высшим, но только полное сознание может ободрить для противостояния злу. Полезно помнить это и собрать не только силы, но и терпение, чтобы побороть уже сужденное к разрушению. Утверждаю, что истина: "Свет побеждает тьму", - имеет даже физиологическое основание." (Мир 0гненный, § 543).
Противление злу есть необходимое условие эволюции, ибо раз в мире существует добро и зло, то непротивление злу есть содействие злу, есть усиление зла и уменьшение и ослабление добра. Как зло, так и добро на физическом плане проявляются в тех или иных действиях, и если зло действует, то не может бездействовать добро, ибо в противном случае оно само становится сугубым злом. В Учении сказано, что иногда даже злое действие лучше, нежели бездействие. Между тем непротивление предполагает, именно, бездействие и пассивность, то есть такие качества, которые способствуют процветанию зла.
Таким образом, противиться злу мы должны, если не хотим, чтобы нас затопила волна зла. Есть много способов противиться злу и, конечно, отпор врагу, нанесенный без злобы в сердце, оккультно во стократ мощнее. Неразвитому человеческому сознанию трудно решить, когда получаемый удар есть результат действия кармического закона, отвечать на который мы не должны и когда на нас происходит натиск

--------------------------
Имя наборщика: Vera
Дата набора: 17.10.2022
Имя редактора: Vera
Дата редактирования: 17.10.2022
Вложения
Page21.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39656
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Клизовский Александр Иванович к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 22
--------------------------

зла, которому должно быть оказано противодействие. По мере развития в человеке высшего сознания, обитающего в его сердце, оно будет подсказывать ему, когда и как ему надлежит поступать.
Лучшим способом противления злу есть тот, которому не только учил, но и провел в жизнь Христос. Его слова: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь на обижающих и гонящих вас", - есть самое сильное, самое могучее средство противления злу, ибо противопоставляет низшим разрушительным принципам высшие созидательные силы. Великое обаяние личности Христа заключается, именно, в том, что Он явил величайший образец величайшего противления злу и насилию - кротостью и любовью. Этим был нанесен сокрушительный удар всему темному воинству и была поколеблена твердыня зла в самом её основании. Этим Христос покорил многих врагов своих тогда, во время своих крестных страданий, точно также как покоряет величием принесенной Им жертвы и теперь.
Но мы знаем, что Христос оказывал противление злу не только проявлением своей высшей духовной силы, но когда было нужно, Он применял и силу физическую. Вспомним, что выгоняя торгующих из храма, Он, как говорит Евангелие: "Столы опрокинул, деньги рассыпал, торговцев выгнал",- или осуждая фарисеев за их лицемерие не стеснялся в выражениях, называя их именами весьма непривлекательными. Ни один из Учителей человечества никогда не учил о непротивлении злу, ибо это не соответствует законам эволюции. Непротивление злу есть измышление темных сил, ибо выгодно лишь им. Великий мудрец Китая, законодатель Конфуций говорил: "За добро - добро, а за зло - по справедливости". Не является исключением в этом отношении и последнее Новое Учение.
"Полагают, что около хороших дел всегда возникают трудности. Что же это доказывает? Не доказывает ли слабость Света и силу тьмы. Но будем помнить, что при развитом зрении видятся многие вещи. Так же и изощренный дух постигает многое, недоступное притуплённым ощущениям. Кроме того, разве не нужна сила сопротивления, чтобы приучить нас к противостоянию непроявленным стихиям? Эта благая сила сопротивления постигается лишь в действии и накопляется, как панцирь духа. Можно ли сетовать на развитие противостояния злу? Нет, конечно нет. Ведь этот панцирь духа не только защита, но он же и магнит, который привлекает союзников. Потому благословите все, что развивает сопротивление и мощь противостояния злу". (Иерархия, § 202).
"Одно - предвзятое убийство, но другое - защита. Когда вы подвергаетесь нападению темных, необходимо защищаться. Мысль о защите не есть убийство. Каждый может защищаться, прежде всего, силою духа. Некоторые усиливают заградительную сеть, представляя её щитом, но огненное сердце не ограничится щитом, но пошлет спираль Агни, которая притупляет самые злые стрелы... (Мир Огненный, § 558). 

--------------------------
Имя наборщика: Vera
Дата набора: 17.10.2022
Имя редактора: Vera
Дата редактирования: 17.10.2022
Вложения
Page22.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39656
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Клизовский Александр Иванович к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 23
--------------------------

Таким образом, зло возникает там, где добро неустойчиво, где представители Света слабее представителей тьмы, но где условия противоположны, там злу нет места. Поэтому все усилия сознательного человечества, причисляющего себя к сонму сил Света, должны быть направлены к созданию условий неблагоприятных для появления зла, таких условий, при которых зло становится бессильным и исчезает при приближении добра также, как исчезает тьма при приближении Света.
В высших планах Бытия зла не существует. Поэтому земные обитатели планеты для уничтожения на земле зла должны были бы стремиться к приближению условий своего существования, к условиям существования на высших планах Бытия. Такие условия создаются иногда на земном плане великими подвижниками и святыми, в присутствии которых зло становится бессильным. Вспомним великого русского подвижника, преподобного Сергия Радонежского, в присутствии которого лютый медведь становился кротким агнцем или индийских йогов, из которых никто никогда не был растерзан тигром или ужален змеей, которыми полны индийские джунгли.
Не только тигр, это воплощение жестокости и кровожадности, не трогает йога, но тигрица кладет своих детенышей к ногам йога, когда ей нужно оставить их, ибо знает, что у ног йога они будут целы и никто не тронет их. Если же иногда йог убивает взглядом тигра, то не потому, как говорит учение, что таково желание йога, но злая воля животного разбивается о защитную броню йога, об его психическую энергию ([см.] Агни Йога, § 565).
Создание такой брони, или высшей духовной силы, о которую разбивается всякое зло, есть Высшее достижение противлению злу, высшее достижение на пути полной победы добра над злом. В высшем Огненном Мире, достижение которого является целью нашей эволюции и всех наших устремлений, поражение зла добром и тьмы Светом, совершается еще проще и вместе с тем величественнее. Одно появление такого высшего Огненного Существа поражает всех и вся, в ком нет зачатков огненности, т.е. добра, и укрепляет тех, в ком такие зачатки существуют.
"На глазах человеческих совершаются многие духовные воздействия с физиологическими последствиями, но люди не желают замечать их. То же можно знать, посещая Тонкий Мир, где эти явления гораздо отчетливее. Разложение астрального тела зависит также от огненного соприкасания. Когда огненное существо приближается к известным слоям Тонкого Мира, можно видеть поразительное явление. Огненная сущность будет как бы пробным камнем. От прикосновения его одни тонкие тела усиливаются в своей огнеспособности, но другие немедленно разлагаются. Процесс этот происходит очень быстро, как от Огня. Так можно сопоставить ряд поразительных восхождении и заслуженных отходов. Огненные качества могут проявляться не только из Огненной Сферы, но даже из огненных земных воплощенных. Следует постепенно привыкать к мысли, что и здесь на Земле могут быть проявления высших огненных качеств..." (Мир Огненный, § 115).

--------------------------
Имя наборщика: Vera
Дата набора: 17.10.2022
Имя редактора: Vera
Дата редактирования: 17.10.2022
Вложения
Page23.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39656
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Клизовский Александр Иванович к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 24
--------------------------

28-Х-I934. Рига.

Высокоуважаемая Елена Ивановна!
В последние дни получил от Вас две телеграммы. Мне очень совестно, что своим запоздалым и неудачно написанным добавлением причинил Вам много хлопот и лишних расходов. Ведь телеграммы и посылки воздушной почтой стоят дорого. Все успело бы прийти обыкновенной почтой, потому что печатание не протекает так быстро, как было обещано. Теперь кончают печатать пятую главу, а приложение относится к девятой. Во всяком случае через час по получении телеграммы, добавление из типографии было взято.
С печатанием произошли в последнее время затруднения. Префектура отказала мне в концессии на издательство. Я не могу напечатать на книге "издание автора" и мне приходится вступать в соглашение с каким-нибудь издательством, которое имеет уже право на издательство.
Присылаю при сем первую главу второй книги, которую я решил назвать вторым томом, или продолжением первой книги. Главу эту я прочел как доклад в собрании нашего общества 25 октября. Доклад понравился всем и неприсутствовавшие на докладе просят меня прочесть его еще раз. Но меня лично оно не удовлетворяет вполне. Я писал его наспех, чтобы окончить к назначенному сроку и, самое главное, чувствую, что не обладаю по этому вопросу большими познаниями. Чтобы не удлинять главу, которая получилась и так более длинной, нежели я предполагал, я исключил как материал богословскую литературу и западную философию, которыми мог бы воспользоваться, и ограничился лишь Учением и восточной философией. В силу всего этого я старался дать в общих чертах представление о том, как развивается сознание и что такое сознание, и более подробно остановился на развитии высшего сознания.
В нашем обществе появился еще один сотрудник, который тоже пишет книгу. Это вышедший в отставку по ликвидации школы бывший директор русской ремесленной школы в Двинске и постоянный житель города Двинска, инженер-технолог Евгений Александрович Зильберсдорф*. Он уже несколько лет изучает Учение и бывает у меня, когда приезжает в Ригу. Зная что я пишу, он тоже написал книгу, взяв автографом для нее изречение из первой книги Учения: "В будущих школах России пути роста Духа будут преподаны познавшими весь путь".
В последний свой приезд в Ригу он прочел своё сочинение в небольшом кружке членов нашего общества. Мы указали ему на некоторые её недостатки. Он будет над ней еще работать и по окончании намерен, кажется, просить Вашего разрешения прислать её Вам. На меня лично его книга большого впечатления не произвела. Я ожидал от неё большего. Она не предназначается для широкого распространения и не вызовет ни больших похвал, ни больших нападков.

Примечание редактора
* Зильберсдорф Евгений Александрович (1887–1953) − член Латвийского общества Рериха, руководитель кружка в Даугавпилсе, автор книг «Воспитание Духа» (1936) и «В поисках Правды» (1938). См. http://www.roerich-encyclopedia.facets. ... bersd.html

--------------------------
Имя наборщика: Vera
Дата набора: 16.10.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 10.11.2022
Вложения
Page24.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39656
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Клизовский Александр Иванович к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 25
--------------------------

В посылаемой главе я сделал большую выписку из Вашего письма. В конце выписки я указал на источник. Если Вы против этого, то Вы, конечно, вычеркнете это указание.
Вы, наверное, знаете из газет о кошмарном преступлении в Риге, жертвой которого стал архиепископ Иоанн. Я посылаю Вам части газеты, из которых Вы можете почерпнуть некоторые сведения об этом ужасном злодеянии, которое своей возмутительной жестокостью превосходит всё, чем богато даже наше кошмарное время.
Архиепископ Иоанн был редким в наше время по своим достоинствам человеком. Латыш по рождению, он по духу был более русским чем многие из русских, за что многие латыши его не долюбливали. Он в полном смысле слова был воином-монахом, который всю жизнь мужественно боролся против всего, что он считал неправдой и несправедливостью, был в полном смысле слова несокрушимой твердыней, о которую разбились многие происки темных. Его мужественные выступления в сейме против врагов религии и врагов Бога - коммунистов - создали ему много опасных и сильных врагов. В последние годы происки и нападения темных сил на него особенно усилились и участились. Не было той гадости и клеветы, которая не была бы пущена в ход. В самом соборе среди духовенства пошла против него интрига в связи с обнаруженными в соборе крупными растратами и злоупотреблениями. Та непримиримая позиция, которую архиепископ занял по отношению тех, которые нарушили свой долг и свои обязанности, прибавила ему врагов. Но он со свойственным истинному монаху-воину мужеством не боялся никого и ничего. В конце концов гнустные убийцы, проникнув к нему ночью, уничтожили своего опасного врага.
Он много сделал для объединения религии. Торжественное архиерейское служение, его мудрые проповеди и прекрасное пение всегда привлекало в собор многих иноверцев. Когда во время крестных ходов он появлялся на паперти, то все перед ним обнажали головы и он крестил крестом и кропил кропилом всех кто попадался ему под руку и никто от этого не уклонялся. В Пасхальную ночь в соборе всегда бывало больше иноверцев, нежели православных и, проходя среди народа, он так приветливо говорил всем "Христос воскресе", что все ему отвечали: "Во истину воскресе". Его мученическая кончина (медицинское вскрытие останков установило, что ему была нанесена смертельная рана в живот и он был обложен соломой, облит бензином и подожжен еще живым) еще раз собрала к его гробу людей всех национальностей без различия исповедания и веры.
Я его очень любил и уважал, ибо он действительно заслуживал и любви и уважения. Его преждевременная кончина оставила во мне горечь утраты близкого и дорогого существа. Про него говорили, что у него есть книги Учения. Я имел ввиду, когда будет готова моя книга, сходить к нему. Мне казалось, что своим обширным умом он понял бы необходимость эволюции религии. Но этому не суждено было осуществиться.
Шлю мои лучшие мысли и пожелания.
А. Клизовский.

--------------------------
Имя наборщика: Vera
Дата набора: 16.10.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 10.11.2022
Вложения
Page25.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39656
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Клизовский Александр Иванович к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 26
--------------------------

11 ноября 1934. Рига.

Высокоуважаемая и дорогая Елена Ивановна.
Настоящее письмо я хочу посвятить вопросам личного характера, для чего мне необходимо познакомить Вас с некоторыми фактами из моей жизни. Возьму для начала один факт из моей детской жизни, который несколько лет занимал мой детский ум, который в зрелых годах был отложен в архив памяти как неразрешимый и который был разрешен, когда наступило время разрешения и других неразрешенных вопросов, то есть в последний период жизни.
Дело касается того факта, что в семье, в которой я родился, я чувствовал себя чужим. Я не мог освоится и примириться с низким положением, в котором я очутился, как сын незначительного и малосостоятельного человека. У меня сложилось твердое убеждение, что я не сын моих родителей, но кого-то другого, более значительного, и что отец мой расскажет мне о моём настоящем происхождении, когда я выросту.
Но прошли годы. После больших усилий я получил небольшое образование, которое дало мне возможность по окончании юнкерского училища выступить на самостоятельный путь как офицеру пехотного полка. Окунувшись в водоворот жизни, я перестал заниматься волновавшим меня в детстве вопросом, но тем не менее горечь, посеянная в ранние годы моей жизни, не оставляет меня в зрелые годы, кладет отпечаток на всю жизнь и является главным стимулом для принятия последующих решений.
Я сознавал свое внутреннее превосходство пред другими, но никто не признавал такого превосходства за мной, потому что я не обладал тем, что люди ценили, то есть ни образованием, ни происхождением, ни состоянием - отсюда многие унижения и уколы. Чтобы исправить казавшуюся мне в то время несправедливость судьбы, я решил завоевать себе более высокое положение единственным доступным мне путем - окончанием академии. К этой главной цели присоединилась вторая, не менее важная - это приискание

--------------------------
Имя наборщика: Vera
Дата набора: 16.10.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 10.11.2022
Вложения
Page26.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39656
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Клизовский Александр Иванович к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 27
--------------------------

недостающей и дополняющей моё "я" подруги жизни. Самоуверенности и энергии во мне было много и я распределил вперед свою жизнь по годам, определив, что в таком-то году я достигну того-то, а в таком - того-то. Но с первых же шагов по пути осуществления этих целей я неизменно встречал такие препятствия, которые расстраивали и разбивали мои планы.
Первой цели я добивался восемь лет. Препятствиями служили русско-японская война и продолжительная, в течении четырех лет, тяжелая болезнь, потребовавшая многих малых и трех больших, с наркозом, операций. Когда эти препятствия миновали, появилось новое, оказавшееся в конце концов непреодолимым. Я не попал в академию из-за деньщика, который принял участие в революционном движении в 1905 году. Хотя в этом году я приобрел право на держание экзамена в академии и выдержал предварительный экзамен первым, но начальство лишило меня этого права и вместо академии я попал на две недели на гауптвахту, потому что добиваясь своих прав, я подавал "неосновательные жалобы" на высокое начальство. Я не знал, что меня подозревали в соучастии в революционном движении, и подачей жалоб совершил непоправимую ошибку. Хотя после суда над моим деньщиком выяснилась моя непричастность к революции и я был в своих правах восстановлен, и в последующие два года два раза блестяще выдерживал предварительные экзамены при штабе округа, но в академию генерального штаба меня определенно не хотели принимать. Когда после бросившейся всем в глаза придирчивости ко мне я пошел объясняться с профессором, генералом Витковским, он между прочим привел мне несколько цитат из моих рапортов. Тогда я понял, что эта возможность утеряна для меня навсегда.
С утерей этой возможности я утерял всякий интерес к военной службе, но вынужден был ее продолжать, так как других средств для существования у меня не было, а права на пенсию я еще не выслужил. Но я себе поставил другую цель. Я решил добиться положения и известности как художник. Этой цели я добивался не менее десяти лет. Все свое свободное время я проводил за мольбертом. Конечно, академического образования в моих ус-

--------------------------
Имя наборщика: Vera
Дата набора: 16.10.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 10.11.2022
Вложения
Page27.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39656
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Клизовский Александр Иванович к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 28
--------------------------

ловиях я получить не мог, но что можно было получить в Риге, я получил.
В это время у меня развилась любовь к красоте. Я мог часами простаивать перед понравившейся мне картиной. Красоту во всех её видах я любил всегда, но теперь я искал только красоту и мог изображать на полотне лишь то, что я считал красотой, причем я никогда не изображал так, как есть, но как по моим понятиям красоты должно быть. Поэтому мои картины никогда не были поняты и мои выступления с картинами кроме огорчения ничего мне не приносили. Модных течении в живописи я не признавал и образцом для себя я брал точность рисунка и тщательность отделки древних мастеров. Я собирался кончить расчеты с военной службой и начать жить жизнью свободного художника. Я приготовил несколько десятков картин с которыми, выйдя в отставку, хотел выступить как художник. Но вспыхнувшая война опрокинула и эти мои планы. Вместо положения свободного художника после недолгого пребывания на войне я очутился на тюремном режиме в положении военнопленного, лишенного всякой свободы в продолжении более четырех лет.
Находясь еще в плену, я знал, что благодаря занятию немцами Риги, по возвращении из плена я не найду оставленного мною на квартире ни имущества, ни картин, что в действительности и подтвердилось. Знал точно также, что благодаря революции и происшедшей переоценке ценностей, я, как художник, без диплома и без имени, не буду иметь успеха, тем более, в таком городе, где меня все знали как офицера. Поэтому я поставил себе новую цель. Я решил описать нашу жизнь в плену у немцев. Над этой работой я работал четыре года.
Не смотря на преобладание удрученного душевного состояния, лишавшего возможности работать, на массу невзгод, неудобств и лишений, на унизительные обыски, которым нас немцы подвергали довольно часто, отнимая

--------------------------
Имя наборщика: Vera
Дата набора: 16.10.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 10.11.2022
Вложения
Page28.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39656
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Клизовский Александр Иванович к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 29
--------------------------

всякую бумажку, на которой что-нибудь написано, я провел эту работу до конца. Мною было собрано много документальных поразительных данных, умело сгруппировано и хорошо изложено. Кому давал читать в плену, читали с захватывающим интересом. Книга после плена не могла бы пройти незамеченной. Сумел сохранить её в течении четырехлетнего пребывания в плену и в течении двухлетнего пребывания в России после плена. Но во время одного из кошмарных переездов по России, в Киеве, моя рукопись вместе с частью моего багажа была у меня украдена. Таким образом, третий мой многолетний и упорный труд оказался напрасным и ненужным. Уже будучи в Риге, я собирался возобновить этот труд и начал писать снова, но в это время произошло событие, о котором будет сказано ниже, которое изменило мое намерение и этот труд остался до сих пор не оконченным.
Я привел более крупные неудачи и более тяжелую борьбу за право на лучшее будущее, но и в других, более мелких начинаниях я всегда и неизменно встречал препятствия, лишь преодолевая которые я кой чего достигал. Теперь я опишу к чему приводило моё стремление к достижению второй моей цели, то есть в приискании себе подруги жизни. В сущности, эта вторая цель является главенствующей, ибо все к чему мы стремимся и чего достигаем мы, в большинстве случаев, складываем к ногам той, которая явится избранницей нашего сердца. К ней стремимся и для нее достигаем.
К этой цели я стремился ровным счетом 25 лет. Женщин на моем пути было много. Желавших выйти за меня замуж тоже было не мало. Но я искал недостающую мне половину моей сущности, которая при моем стремлении к красоте должна была бы явиться синтезом красоты, воплощением многообразных проявлений красот и духа, и тела человеческого. Я искал совершенство, какого на земном плане не существует. Но так как стремление любить и быть любимым во мне всегда было сильно, то у меня было много увлечений и связей от мимолетных до более или менее продолжительных, но все они кончались разрывом, когда я убеждался что это есть не та, которую я искал и которую ждал. При каждом таком случае внутренний голос неизмен-

--------------------------
Имя наборщика: Vera
Дата набора: 16.10.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 10.11.2022
Вложения
Page29.jpg
Закрыто

Вернуться в «Письма корреспондентов к Е.И. Рерих»