Письма А.М. Асеева к Е.И. Рерих (том II из II)

Эпистолярный архив Е.И.Рерих, набранный печатным текстом
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39656
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.М. Асеева к Е.И. Рерих (том II из II)

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 405
--------------------------

Copia.
Rio de Janeiro
16/XI-54.

Добрый день, многоуважаемый д-р А. Асеев!
Простите, пожалуйста, за такое обращение, но я не знаю Вашего имени и отчества.
Получив Ваше любезное и такое дружественное письмо, я, однако, нисколько не была удивлена этим, т[ак] к[ак] знаю, т[ак] к[ак] знаю, что далёкие друзья всегда могут прийти вовремя и помочь словом и делом. Как-то очень давно ещё прочитала "Вехи" Николая Конст[антиновича] Рериха. Может помните статью нашего дорогого Учителя? В этой статье как раз говорится о том, что могут прийти неожиданно посылки, книги, письма — и всегда к сроку нужному. Так вот и со мной случилось. Друзья, которых я не знаю, протянули мне руку помощи, и я теперь буду не так духовно одинока. Большое Вам спасибо. Я с удовольствием пойду к Болгарским. После Вашего письма вскоре я получила от них письмо очень милое, с предложением их посетить и с подробным планом, как их найти. Это значительно сократит время на поиски их адреса.
Нашей дорогой Елене Ивановне я сама напишу и поблагодарю её за чуткое и большое внимание, которое она оказывает мне, очень скромной и маленькой персоне. Признаться, я была тронута до слёз, что наша Дорогая находит ещё время заботиться о других, когда знаю, что у Неё нет ни одной свободной минуты.
За годы долгой интервенции Маньчжурии то японцами, и сейчас советскими, все друзья мои с трудом получали новинки, т[о] е[сть] новые книги нас интересующие, а сейчас совсем лишены этого. Поэтому, в этом отношении я — как в тёмном лесу. Сейчас отстала и не знаю, какие книги полезно было бы почитать. Книги Н[иколая] К[онстантиновича] Рериха для меня всегда новы, и я с удовольствием ещё много раз буду их читать. Здесь у Северинга есть несколько книг Н[иколая] К[онстантиновича] Рериха. У г[осподин]а Сальникова я купила "Знаки Агни Йоги" и 2 тома "Беспредельности" — вот пока всё моё богатство. Да ещё получила в подарок от американского друга книгу "Зн[аки] А[гни] Йоги" на английском языке, но читать по-английски мне трудно.
С Вами лично, милый д[окто]р А[лександр] Асеев, я немного знакома... по литературе. Много лет тому назад читала журналы "Оккультизм и Йога", где были помещены статьи нашего любимого Гуру, а также и Ваши, на научные темы. Правда, журналов у нас было не так много. А потом, приехав сюда, мне встретились Ваши статьи о Парагвае, написанные столь увлекательно и живо, с большим юмором и остроумием, что многие наши русские очень жалели, что газета, в которой Вы помещали свои статьи, прекратила своё существование. Не быв уверена, что, именно, это Ваши статьи, всё же думала, что они принадлежат Вам. Очень рада поближе с Вами познакомиться. Так приятно сознавать, что по всему миру разбросаны друзья. Шлю Вам светлые и сердечные мысли.
Людмила Страва
Мой адрес:
L. Strava.
Ria Clemente Falcao 99, apt. 101.
Tijuca
Rio de Janeiro
Brasil

--------------------------
Имя наборщика: Elena
Дата набора: 24.04.2024
Имя редактора: Юлия
Дата редактирования: 28.04.2024
Вложения
Page180.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39656
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.М. Асеева к Е.И. Рерих (том II из II)

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 406
--------------------------

№33
Асунсьон.
30-XI-54.

Глубокоуважаемая и дорогая Елена Ивановна,
в книге Алисы Байлей "Письма об оккультной медитации" упоминается о том, что Вел[икое] Бел[ое] Братство решило создать в России Высшую Оккультную Школу, когда придёт тому час. Первой ступенью к этому будто бы является создание в Швеции подготовительной оккультной школы, в которой воспитываются кадры будущих духовных работников для нашей Родины. Это указание чрезвычайно важно, если соответствует действительности. Потому хотелось бы спросить у Вас, можно ли ему верить? Место, как будто бы, выбрано удачно — шведы мужественный, кристально честный и мирный народ, способный к творческому труду, страна их, вот уже больше ста лет, ни разу не воевала. И всё-таки что-то здесь не так...
Несколько месяцев тому назад я получил от Елены Ивановны Бумбер важные сведения о последних месяцах Рижского Общества. Сразу же сообщил их Екатерине Петровне, но не уверен, что последняя передала их Вам. Потому переписываю и для Вас.
Г[оспо]жа Бумбер была членом Рижского Общества, выехала из Риги в октябре 1944 года. В утро отъезда узнала от жены д[окто]ра Гарольда Лукина, что её муж ночью был арестован немцами, по-видимому, по обвинению в уклонении от воинской повинности. Г[оспо]жа Б[умер] не знает его дальнейшей судьбы, но верит, что с ним всё окончилось благополучно. Знаменательно, что перед приходом немцев, он едва спасся от ареста большевиками, хотя им симпатизировал. Открытое принятие большевиков привело к гонениям Общества Врачей — Гарольд был выслан в деревню на должность волостного врача. Дальше г[оспо]жа Б[умер] пишет: "Рихард Яковлевич по приходе большевиков растерялся, и не только он, но мы все сначала ждали чего-то нового, светлого и более восторженные, не выжидая выяснения атмосферы, ринулись открыто в политику, что их погубило. Нужно было быть глубоко проникнутым всем духом Учения, чтобы разобраться в ситуации. Даже такой опытный, как Алек[сандр] Иван[ович]*, поплатился высылкой в лагеря вскоре после его к Вам последнего письма. Его жена рассказывала, что ему не позволили ничего взять с собой, даже из рук вырвали изображение Учителя, которое он хотел унести. О Евгении Алекс. не знаю ничего, он жил в Двинске. Музей был большевиками ликвидирован, Общество закрыто, что не помешало нам собираться малыми группами, конспиративно. После ухода большевиков, на основании доверенности, выданной Н[иколаем] К[онстантиновичем] Р[ерихом] — Рихарду Яковлевичу, оставшаяся часть картин была передана ему на хранение, и когда я уезжала — хранилась в частном помещении одного члена общества. Довольно много членов было выслано в лагеря, среди них Буцен**, переиздавший "О началах" Оригена. Книга, которая готовилась к изданию — "Надземное" — так и не вышла, мы её читали конспиративно в рукописи. Знаю и переживала всю трагедию разгрома, и также знаю несокрушимость духа Рихарда Яковлевича и других. Кроме этой трагедии я имела ещё одно тяжёлое переживание в Нью Йорке. Я не нашла того, чего ждала, к чему рвалась и почему я в Америке, а не в Австралии с сыном, я не нашла того, что ожидала в здешнем Музее Н[иколая] К[онстантиновича] Р[ериха]. Это не только моё мнение и потому так хочу связаться с истинными ревнителямя Агни Йоги. На все мои просьбы мне даже адреса Е[лены] И[вановны] Р[ерих] не дали, но вырвать её из моей души они не могут и Агни Йогой дышу и живу"...
Г[оспо]жа Б[умер] несчастная женщина, её сын поехал в Ав-

Примечание редактора
* Александр Иванович Клизовский (1874 — 1942) — писатель, популяризатор Теософии и Учения Живой Этики, член научной секции Латвийского ощества. См. http://www.roerich-encyclopedia.facets. ... zovsk.html
** Буцен Федор Антонович (1869–1942) — журналист, член Латвийского общества Рериха. См. http://www.roerich-encyclopedia.facets. ... ucens.html

--------------------------
Имя наборщика: Elena
Дата набора: 27.04.2024
Имя редактора: Юлия
Дата редактирования: 06.05.2024
Вложения
Page181.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39656
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.М. Асеева к Е.И. Рерих (том II из II)

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 407
--------------------------

стралию и там сошёл с ума — у Бумберов нет в Австралии близких людей, и несчастная мать ничем помочь ему не может (кроме посылки денег). Я пытался кое-что сделать через своих корреспондентов, но, кажется, тоже неудачно. По-видимому, г[оспо]жа Бумбер оказалась не созвучной Зинаиде Григорьевне, а потому и не наладилось между ними сердечного контакта. То же случилось и с моими Нью-Йоркскими знакомыми — Dr. И.И. Михайловым и инж[енером] Д.Ф. Левицким. Прекрасные, жертвенные люди, но почему-то Зинаиде Григорьевне тоже не созвучны. Очевидно, чтобы привлечь людей и объединить в крепко спаянную ячейку, нужен магнит сердца, а Зин[аида] Григ[орьевна] больше живёт умом, чем сердцем...
На днях получил из Австралии длинное письмо от Г.К. Лертцер, которая между прочим спрашивает:
..."Есть книги, которые дают много интересных сведений, но предлагают столько школ и часто противоречащих друг другу, что и здесь получаются блюда с мухами. Есть вещи и имена, с которыми связаны определённые понятия, но когда сталкиваешься на этой почве с полным противоречием одной школы с другой, невольно становишься в тупик — где же правда и где отсебятина? Почему в уста одного из Великих Учителей — Мориа в Агни Йоге — вкладываются слова противоположные словам и Учению того же Учителя М., но другой школы, например, Теософии, где Учитель М. называется Учителем Любви и Милосердия. В Агни Йоге тот же Учитель произносит слова, полные злой насмешки и сарказма, кот[орые] никак не могут быть присущи понятию о Любви и Милосердии, как приписываемые Ему слова: "и создал Бог человека по образу Своему и подобию — обезьяну" ("Чаша Востока"). Эзотерический символизм объясняет, что до так называемого грехопадения, т[о] е[сть] поворота человечества по другой линии эволюции, люди были совершенно бессмертны, андрогины, иначе размножались и проч[ее], и только после поворота эволюции вниз, "падения в грех", началось вырождение не только духовное, но и физическое — обезьяно-подобный человек. Таких вопросов и противоречий одного учения другому много, и невольно напрашивается вопрос, кому же верить и почему такая разноголосица?"...
Лертцеры (муж и жена) — прекрасные, жертвенные люди, уже несколько десятков лет интересующиеся Тайнознанием. То, что написала мне Г.К. — не хула на Учение, а откровенно высказанные сомнения, в которых им следует помочь разобраться. Я это и сделаю, по мере своих сил и возможностей, но очень хотелось бы получить Ваши авторитетные указания, потому что формулированные выше "противоречия" мучат не только одних Лертцеров, мне периодически приходится получать аналогичные письма и запросы из разных стран, на которые порою не сразу находишь нужный ответ.
Между прочим, года два тому назад я читал в одном теософическом журнале, что рукопись писем Махатм к Синнету, хранящаяся в Британском Музее, снята на микрофильм, кот[орый] каждый желающий может купить за весьма умеренную цену. Но, к сожалению, чтобы прочитать такой микрофильм, нужен дорогостоящий проекционный аппарат, приобрести который могут немногие.
С декабря в Парагвае наступает лето. В течении трёх месяцев бывают очень жаркие дни, когда температура в комнате к вечеру поднимается до 35° Цельсия. Но воздух довольно сухой, а потому такая жара переносится легче, чем меньшая в Буэнос-Айресе. Заниматься летом интеллектуальной работой нелегко, но всё-таки можно, понятно, что при такой умопомрачающей жаре продуктивность работы уменьшается.
Щлю Вам лучшие мысли сердца.
Всегда Ваш Dr. А. Асеев

--------------------------
Имя наборщика: Elena
Дата набора: 30.04.2024
Имя редактора: Юлия
Дата редактирования: 06.05.2024
Вложения
Page182.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39656
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.М. Асеева к Е.И. Рерих (том II из II)

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 408
--------------------------

[Ма]dame
Helene Roerich
"Crookety"
Kalimpong
West Bengal
India
Asia.

--------------------------
Имя наборщика: Elena
Дата набора: 03.05.2024
Имя редактора: Юлия
Дата редактирования: 06.05.2024
Вложения
Page173.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39656
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.М. Асеева к Е.И. Рерих (том II из II)

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 409
--------------------------

Rem. Dr. A. Asejev c.c. 889
Asuncion. Paraguay.
South America.

--------------------------
Имя наборщика: Elena
Дата набора: 03.05.2024
Имя редактора: Юлия
Дата редактирования: 06.05.2024
Вложения
Page174.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39656
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.М. Асеева к Е.И. Рерих (том II из II)

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 410
--------------------------

№35
Асунсьон. Парагвай
16-I-1955.

Глубокоуважаемая и дорогая Елена Ивановна, решил снова написать Вам письмо, не дожидаясь ответа на три своих последних письма, т[ак] к[ак] есть новое в связи с Вашими Поручениями.
Прежде всего — о Миле С[трава]. По полученным от общих друзей сведениям, оказалось, что она родилась в сентябре 1922 года. Живёт вместе со своими родителями, работает на фабрике по изготовлению мороженого. Работа физическая, трудная, отнимает у неё много времени и плохо отражается на здоровье. Должна помогать своим родителям и по хозяйству, времени для духовных занятий почти не остаётся. Как экзотерическое, так и эзотерическое образование она получила под руководством эзотериков. Полна желания дальнейшего совершенствования и стремления послужить человечеству и Учению. Родители её не являются злостными противниками Учения и отнюдь не фанатики. Наоборот, они живые люди, имеющие свои интересы и идеи. Но к Сокровенному Знанию равнодушны и вращаются исключительно в сфере повседневных интересов (праздники, именины, разные неотложные дела и проч[ее]). Теперь положение изменилось к лучшему. Под влиянием Вашего участия, Мила встрепенулась — корабль сдвинулся с места. Внутренняя сила её получила точку опоры — более интенсивная духовная работа, наконец, началась. Мила даже склоняется к решению, когда условия кармы это позволят, оставить родителей и стать самостоятельной. Она — прекрасный, пламенный сотрудник, глубоко предана и благодарна своим бывшим руководителям. Перед Вами она благоговеет. Это очень хорошее качество.
От самой Милы прилетело на днях тёплое, сердечное письмо, написанное с большим подъёмом. Она с радостью соглашается принять участие в работе над индексом и благодарит за доверие. Уже написала Вам, чтобы поблагодарить за участие, — вероятно, Вы получили это письмо. Из Бразилии отозвалась ещё одна верная последовательница Учения — до войны она проживала в Тяньцзине и, кажется, находилась в прямом контакте с Вами. На всякий случай сообщаю её адрес: Евгения Николаевна Туркина. Ria Coronel Diogo №1662. Jparanga. Sao Paulo. Brasil. South America. Не знаю, состоит ли она в контакте с Милой, по-видимому, нет. Свяжу их. Хорошо, если в Бразилии сформируется сплочённая группа последователей Учения. По своим возможностям эта страна находится в Южной Америке на первом месте, а число русских эмигрантов в ней увеличивается с каждым годом. Сан-Пауло называют теперь вторым русским Сан-Франциско, там больше 20.000 русских. В этом году из Гонконка будет перевезено в Бразилию несколько тысяч русских эмигрантов, которым нельзя больше оставаться на Дальнем Востоке. За Милой буду бережно следить и всегда помогу ей и словом, и делом, и пищей духовной — одинокой она не останется. Если не помочь такой прекрасной душе, то кому же?!
Теперь относительно индекса. По свидетельству Милы и Ека, полный и очень хороший индекс уже создан Харбинской группой последователей Учения Живой Этики и отпечатан в нескольких экземплярах на пишущей машинке. Сотрудники работали над индексом целых десять лет; даже готовый индекс несколько раз переделывался и отшлифовывался, — и всё-таки друзья убеждались, что его можно ещё и ещё раз снова обработать. Над индексом работали с большим терпением, и упор-

--------------------------
Имя наборщика: Elena
Дата набора: 03.05.2024
Имя редактора: Юлия
Дата редактирования: 11.05.2024
Вложения
Page185.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39656
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.М. Асеева к Е.И. Рерих (том II из II)

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 411
--------------------------

ством и напряжением, — вся работа, действительно, проделана серьёзно. К сожалению, ни Мила, ни Ека не вывезли с собою этого индекса. Предпринята попытка получить его из Харбина, но очень мало надежды, что его удастся оттуда выслать, т[ак] к[ак] цифровые данные, определяющие место нахождения слов по книгам, могут вызвать необоснованные подозрения и создать неприятность сотрудникам. В Китае очень боятся шпионажа и потому все посылаемые за границу книги, рукописи, письма и проч[ее] тщательно просматривают.
Далее, из переписки с Ека выяснилось, что индекс на все книги Учения уже составлен в Нюрнберге Гофмейстером*. Ека его не видела и не берётся судить, полный ли это индекс и хорошо ли составлен? Постараюсь его достать — это не трудно; тогда посмотрим, в какой мере можно его использовать для нашей работы. Использовать нужно, — это облегчит труд и ускорит работу.
Порученная Вами работа уже начата, не ожидая получения индексов из Харбина и из Нюрнберга. Сначала будут составлены индексы для каждой книги Учения в отдельности, а потом общий индекс для всех книг. Когда индекс будет готов, перейдём к составлению толкового словаря Агни Йогических терминов. Не знаю, как Вы предполагаете издать индекс: отдельно или вместе (под одной обложкой) с толковым словариком? Спрос на индекс, изданный отдельно, будет невелик; если его дополнить словарём, то им заинтересуются более широкие круги русских читателей. Жду Ваших советов и руководящих указаний.
В. Болгарский, который приступил к работе над индексом со всем трепетом сердца, поделился со мною по этому поводу следующими соображениями:
"Несколько слов о работе по индексу. Как показывал прошлый опыт, работа по индексу требует и опыта, и вдумчивости.
Зачастую то важное, что нужно было отметить, упускалось, а второстепенное отмечалось, что приводило к бесконечному росту числа избираемых для индекса слов, количество которых парализовало работу. Такая "раздутость" индекса сделала бы его невозможным для издания в печати.
Второе положение — это отпечаток личности на работе, что приводило даже к мнениям, что каждый должен создавать индекс сам для себя, что этот индекс будет ценен только ему одному.
В виду того, что индекс должен быть максимально общеполезным, необходимо постоянно в процессе работы держать мысль о будущих тружениках, которые будут им пользоваться, и поэтому стараться избирать понятия с точки зрения их общей нужности.
Затруднительно установить в этом отношении какие-либо рамки. Интуиция каждого подскажет нужный путь, однако, может быть, не плохо будет поделиться некоторыми идеями:
а) В индекс желательно заносить все слова, подлежащие определению в толковом словаре, так как их объяснение или связь с другими понятиями в тексте книги может пролить более широкий смысл на то краткое определение, которое будет в толковом словаре. Кроме того, это поможет избранию слов для толкового словаря по индексу. Некоторые слова этого порядка, как, например, редкие экзотерические термины, можно будет при окончательном контроле

Примечание редактора
* Гофмейстер Владимир Генрихович (ум. 1967 г.) — член Латвийского общества Рериха. С 1939 г. жил в Германии, где основал группу по изучению Живой Этики. Переводчик книг Живой Этики и «Писем Елены Рерих» на немецкий язык. См. https://lebendige-ethik.net/index.php/r ... -agni-jogi

--------------------------
Имя наборщика: Elena
Дата набора: 06.05.2024
Имя редактора: Юлия
Дата редактирования: 11.05.2024
Вложения
Page186.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39656
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.М. Асеева к Е.И. Рерих (том II из II)

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 412
--------------------------

индекса из него изъять, оставить их только в толковом словаре.
в) Имеет важное значение занесение в индекс слов, которые определены и объяснены в тексте Учения, пояснения кот[орых] может понадобиться в будущем для составления научных, философских и религиозных трудов (трудов по искусству, медицине, исследованию психических энергий, моральных трудов, трудов по оккультной анатомии человека, исторических, политических, вообще оккультных трудов всех направлений, трудов по воспитанию детей, по педагогической работе, по управлению государством и т.д и т.п.).
с) Пожалуй, не следует отмечать и местонахождение слова, даже самого важного и много раз определяемого в других параграфах и внесённого ранее в индекс, если оно в данном местонахождении не определяется и упомянуто мимолётно.
Таким образом индекс должен служить облегчению в достижении знаний из книг Учения в избранных направлениях, а словарь непонятных слов будет служить их краткому изъяснению. Это — наша прекрасная цель, которую мы будем в дальнейшем стремиться воплотить в печатном издании.
Интересно также согласовать вопрос с обозначениями. Слова можно отмечать по страницам или по параграфам. Страницы имеют недостаток, потому что они могут быть разные при различных изданиях и т[аким] о[бразом] словарь индекса не будет общеполезным. Отметка по параграфам совершенна, за исключением Л[истов] С[ада] М[ории] I-II ч.ч., где (если не пользоваться страницами) необходимо для тома I на каждое слово давать дату, напр[имер], I-IV-21, а для тома II — часть, главу и параграф, например, 2.3.2.
Удобно также согласовать краткие обозначения книг. Вот два варианта: мой вариант (А.А)

Листы Сада М[ории] I Л. С.1 Л.1. Зов
Листы Сада М[ории] II Л. С.2 Л.2. Оз.
Община О О Об.
Агни Йога А. Й. А.Й. А.Й.
Братство Б. Б. Бр.
Иерархия И. И. И.
Сердце С. С. С.
Мир Огненный I М.О.1 М.1 М.О.1
Мир Огненный II М.О.2 М.2 М.О.2
Мир Огненный III М.О.3 М.3 М.О.3
Аум А. А. Аум
Надземное Н. Н. Н.

Интересны будут мнения сотрудников и их советы".

Таковы соображения В. Болгарского по поводу работы над индексом и словарём. Мысли прекрасные и дельные, ничего не могу возразить по существу, мог бы лишь кое-что уточнить и дополнить. Но об этом — в следующий раз.
Шлю Вам сердечный поклон и самые светлые мысли.

Всегда Ваш Dr. A. Aсеев

--------------------------
Имя наборщика: Viktoria
Дата набора: 06.05.2024
Имя редактора: Юлия
Дата редактирования: 11.05.2024
Вложения
Page187.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39656
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.М. Асеева к Е.И. Рерих (том II из II)

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 413
--------------------------

№36.
Асунсьон. 10-III-1955.

Глубокоуважаемая и дорогая Елена Ивановна,
очень давно не имею от Вас весточки и беспокоюсь, что с Вами? Всё ли благополучно?
Указанная Вами работа над индексом успешно подвигается вперёд, хоть и не особенно быстро. Всё-таки она идёт уже значительно спористее, чем вначале, и уже вышла из стадии изыскания лучших путей. Конечно, для достижения качества всем сотрудникам придётся пройти взятую на себя книгу по несколько раз. Ждём Ваших руководящих указаний, — при поисках наугад неизбежны ошибки.
Мы выработали ещё два варианта кратких обозначений книг Учения.

Л. С. М. I — Зов (потому что одно "З" может быть принято за тройку).
Л. С. М. II — Оз. (в отличии от Общины — О).
Община — О.
Братство — Бр. (в отличии от Беспредельности — Б.)
Агни Йога — А.Й. (с цифрой I или II )
Сердце — С.
Иерархия — И.
Мир Огненный — МО I, МО II, МО III.
Беспредельность — Б I и Б II.
Аум — А.
Надземное — Н.
Затем, все книги Учения можно было бы обозначать римскими цифрами:
Зов — I ; Озарение — II ; Община — III ; Братство — IV ; Агни Йога — V ; Сердце — VI и т[ак] д[алее].
Это дало бы значительную экономию места, но немного затруднило бы пользование индексом. Пожалуйста, просмотрите все посланные варианты и сообщите, какому из них следует отдать предпочтение?
Главную работу по составлению индекса выполняет В. Болгарский. При обсуждении с ним этой работы мы пришли к заключению, что индексы можно свести к трём основным типам:
1) Индекс "Тайной Доктрины" Е[лены] П[етровны] Б[лаватской]:
Тайна Божественных истин...
Учеников...
Посвященных...
Формула его: основные понятия (подчёркнутое) обязательно уточняется в подстрочнике (не подчёркнутое). Многоточие — указание цифр и книг местонахождения.

2) Индекс типа составл[енного] в Харбине и составлявшегося в Шанхае:
Тайна...
Божественных...
Истин...
Учеников...
Посвящённых

Понятия распределяются по индексу обязательно отдельными словами (или понятиями в 2-3 слова, как, например, "Матерь Мира", "Мир Огненный").

3) Индекс среднего типа:
Основное понятие по возможности ставится одним словом, но в случае нужности уточняется подстрочниками (как в индексе "Тайной Доктрины").

Кроме выбора одного из этих трёх подразделений остаётся вопрос о степени детальности индекса. Должен ли он быть составленным из ярко и полно определённых понятий — или не дол-

--------------------------
Имя наборщика: Viktoria
Дата набора: 07.05.2024
Имя редактора: Юлия
Дата редактирования: 11.05.2024
Вложения
Page188.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39656
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.М. Асеева к Е.И. Рерих (том II из II)

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 414
--------------------------

жен детально охватывать текст Учения и все его подобные определения (подобно индексу "Т[айной] Д[октрины]", который довольно детальный).
Индекс "Тайной Доктрины", благодаря подстрочникам, даёт довольно точное представление о всех разбираемых понятиях. Пользуясь этим индексом, изучать "Тайную Доктрину" легко. Но составить его много труднее, чем индекс типа шанхайского.
Индекс третьего (среднего) типа составить ещё труднее, т[ак] к[ак] в работе над ним механичность теряется почти совершенно и для составителя возникают трудные проблемы оценки. Однако, именно этот третий тип представляется наиболее логичным и целесообразным решением проблемы. Вот его образец:
Несправедливость...
суждений...
Стихии...
водные...
земные...
Периоды...
натиска стихий...
планетные...
Мать...
Мира...
Агни Йоги...

[Неразборчивое сокращение слова]. Слова подстрочников распределяются по алфавиту.

Здесь все общие определения основных понятий (несправедливость, стихии, периоды, Мать) имеют себе параграфы местонахождений, как в индексе типа шанхайского и харбинского, но также снабжаются некоторыми уточнениями, в подстрочниках, где это оказывается необходимым. Понятия из двух слов, как "Мать Мира", здесь расчленяются между основным понятием и подстрочниками — напр[имер], Мать — Мира — Агни Йоги и т.д.
Важно окончательно решить, каким нам путём идти в составлении индекса книг Учения. И это решение можете принять только Вы. Ждём Вашего указания. Я лично склоняясь к мысли, что было бы лучше остановиться на среднем типе индекса.
Теперь несколько строк о других текущих делах. XIII сборник "Окк[ультизма] и Й[оги]" вышел, наконец, из печати и 14 м[инувшего] м[есяца] я отправил Вам пароходной почтой 2 экз[емпляра].
Скоро они будут в Ваших руках. Если найдёте время прочитать эту книжечку, то укажите, пожалуйста, её промахи и погрешности, чтобы не повторить их в следующих выпусках; ведь несмотря на тяжёлое материальное положение, издание сборника будет продолжено. Для 14 сборника неплохую статью прислала Ека (о дружелюбии в свете Учения Живой Этики).
Очень энергичную издательскую деятельность развил инженер В. Ольшанский в Тегеране, — за последние 3-4 года выпустил на ротаторе 7 книжек и теперь начал издавать ежемесячный журнал "Гималаи говорят". Не знаю, известен ли Вам этот журнал и потому на всякий случай послал Вам для ознакомления №2. (Следующих № № я ещё не получил). Очень хотелось бы узнать Ваше мнение об этом журнальчике; что это — перевод на русский язык соответствующего английского издания?
Моё отношение к деятельности инж[енера] Ольшанского ещё не определилось окончательно. Конечно, начинание его светлое, следует поддержать, но оно как-то мало духовно, а открытая пропаганда Хатха-Йоги делает его даже опасным для начинающих. А сам учитель Ольшанского, перед которым он так преклоняется, мне как-то "не звучит". Может быть, я и ошибаюсь, но что-то меня отталкивает от его книг, — отталкивает не топорный русский перевод, а именно дух его учения.

Пока всего светлого и доброго!
Всегда Ваш Dr. A. Асеев

--------------------------
Имя наборщика: Viktoria
Дата набора: 07.05.2024
Имя редактора: Юлия
Дата редактирования: 11.05.2024
Вложения
Page189.jpg
Ответить

Вернуться в «Письма корреспондентов к Е.И. Рерих»