Письма А.И. Клизовского (Латвия) к Е.И. Рерих

Эпистолярный архив Е.И.Рерих, набранный печатным текстом
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39663
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.И.Клизовского к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 110
--------------------------

жих молодых людей собираются в обществе и разучивают музыкальные вещи, но когда Трофимова пригласила модель для писания портрета, то это вызвало бурю негодования. Ведь это по преимуществу обездоленные русские, которые хотят заниматься в обществе живописью, музыкой или чтением Учения, ибо дома они не имеют этих возможностей. Но, к сожалению, наши диктаторы смотрят на общество как на свою вотчину и не желают делать никаких поблажек русским. Конечно, я не говорю этого про всех, но про тех, в руках которых находится судьба общества. Рихард Яковлевич [Рудзитис], при многих своих прекрасных качествах, человек безвольный и ничего сделать не может. Приходится ещё раз признать, как правы были Вы и Н.К., когда советовали не менять председателя.
Истинная подкладка возникшего конфликта та, что ни Волковский, ни Мисин не любят Стрелкову и не взлюбили и Трофимову. К большому прискорбию, к ним примыкает и доктор Гаральд Феликсович [Лукин], не обнаруживая, таким образом, такой широты взгляда, каким обладал его отец. Кроме того, очень не понравилось Абрамовичу вселение в общество Стрелковой. Им очень дорожат, так как он очень дельный и работоспособный человек, но он малокультурный и грубый человек. Поэтому, говорю попросту, он начал выживать Стрелкову и её подругу Трофимову из общества, причиняя им разные мелкие неприятности. Может быть даже такой приказ ему был дан от Мисин или Волковского. Запрещая Трофимовой работать в обществе, они вместе с тем лишают Стрелкову возможности заработать себе на обед там же. Видя и понимая всё это, мог ли я остаться равнодушным к такому нарушению основ Учения? Достигну ли я какого-нибудь положительного результата, я не знаю, но косых и недружелюбных взглядов я уже достиг.
Так, дорогая Елена Ивановна, не пеняйте на меня за то, что я всё это Вам выкладываю и этим Вас огорчаю, но что у кого болит, тот о том и говорит. Вам, вероятно, писали, что в январе приезжал в Ригу Тарабильда и ещё один член Литовского общества. Он привёз в подарок мне и Рихарду Яковлевичу по прекрасному бюсту Н.К., изготовленных его супругой. Она прекрасная скульпторша. Некоторые её работы приобретены государственным музеем в Ковне. Такой же бюст имеется в нашем обществе. Он, собственно говоря, был прислан мне обыкновенным порядком через таможню. Но мне нужно было платить большую пошлину, тогда нашли такой параграф в таможенных правилах, согласно которому посылка освобождается от пошлины, если она выслана организацией для организации. После довольно больших мытарств я его получил и передал обществу.
Вы меня спрашиваете о мальчике Слетовой. Она шлёт Вам искреннюю благодарность за то, что среди многих забот и дел Вы помните о её малютке. Он действительно замечательный мальчик, в особенности, его глаза. В них виден

--------------------------
Имя наборщика: Viktoria
Дата набора: 30.04.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 14.11.2022
Вложения
Page110.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39663
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.И.Клизовского к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 111
--------------------------

ум. Видно, что он всё понимает, только не может сказать. Операции ему ещё не делали, врачи советовали отложить до истечения ему двух лет. Он уже начал поправляться, но заболел воспалением лёгких. Это какой-то особый вид воспаления лёгких без повышения температуры. Он мой крестник. Вчера я ходил навестить его. Бедняжка очень мучается и останется ли жив, неизвестно. Родители возлагают надежды на лекарство Гаральда Феликсовича, который то же вчера посетил больного.
Вы спрашиваете ещё о моей группе. Моя группа как-то разошлась. Несколько человек получили в заведывание группы и перешли в старшую группу, некоторые уехали, некоторые прекратили посещение общества, некоторые не могут посещать, ибо по воскресеньям заняты, а двое у меня живут в соседнем городе Туккуме, и бывают в группе раза два в год. Основных членов у меня осталось только три человека. У меня явилась мысль присоединить их к одной из существующих групп, а самому взять из новых членов.
В дополнение тому, что у меня сказано в конце первой страницы, должен добавить, что пока я собрался кончить начатое письмо произошла перемена в явлениях боли в оплечьях. Сегодня первый раз появилась сильная знакомая боль в правом оплечье. Теперь для меня этот вопрос ясен. Нужно признать мудрость действующих при этом явлении. Если бы эти боли были сразу в обеих оплечьях, то я был бы беспомощным на это время, ибо во время боли я с трудом владею этой рукой. Поэтому не сразу в двух, но по очереди.
Мне писал Янушкевич, что он посылает Вам переведённые на польский язык брошюры перевода моей первой и второй книги. Мне немного не понравилось его предисловие к первой брошюре второго тома. Прислал ли он Вам перевод его на русский язык? В этом предисловии он свёл счёты со своими врагами. Конечно, он был возмущён критикой Агни Йоги и невежественным выпадом профессора Свитковского по адресу Владыки. Но упоминать о Владыке и о Вас в такой резкой полемике не следовало.
Заканчивая своё послание шлю Вам и Н.К., нашим дорогим Руководителям, свои лучшие мысли и сердечный привет,
А. Клизовский.

--------------------------
Имя наборщика: Elena
Дата набора: 30.04.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 14.11.2022
Вложения
Page111.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39663
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.И.Клизовского к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 112
--------------------------

Ответ Староверу.

Вы меня спрашиваете: "Может ли христианин получить жизнь вечную без видимого принятия Тела и Крови Христовой?" Приводя затем выдержки из Евангелия, записанные апостолами со слов Христа на Тайной Вечере, Вы приходите к выводу, что без принятия Тела и Крови Христовой человек не может получить жизнь вечную.
С таким Вашим выводом я согласиться не могу. Ведь Христос явился спасителем всего человечества, а не только христиан, у которых этот обряд установлен. Так почему же предполагать, что всё остальное человечество, которое по каким-либо причинам этого обряда не выполняет, будет лишено участия в жизни вечной. Такая точка зрения чисто сектантская. В такое же сектантство впало и еврейство, которое полагало, что лишь обрезание даёт право на вход в царствие Божие. Но пришествие Христа и Его Учение освободило арийскую расу от этого ветхозаветного обряда.
Мы живём во время перед вторым великим пришествием. Это пришествие настолько уже близко, что нам дан Новейший Завет, который подобно Новому Завету, данному Христом, никаких обрядов не устанавливает. Ведь такого обряда Причастия, какой существует в христианстве, Христос не устанавливал. Он есть позднейшее человеческое утверждение. Это доказывается хотя бы тем, что в разных христианских церквах он выполняется разно. У католиков, например, христиане причащаются только Телом Христовым. У вас, у староверов, Причастия совсем не существует. Между тем, по своим моральным человеческим качествам староверы не стали хуже от того, что были лишены этого обряда. Ведь праведность достигается не выполнением обрядов, но стремлению к совершенствованию. В беседе с Саморянкой Христос сказал: "Наступит время и наступило уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Богу не в храмах, но в духе и истине." Таким образом, уже 2000 лет тому назад, Христос назвал истинными поклонниками не тех, которые ходят в храм и выполняют обряды, но поклоняющихся Высшему Началу в духе и истине. Кто дошел до такого понимания религии и до такого почитания Высшего Начала, для того все обряды теряют свое значение.
С утерей христианством эзотерического понимания Учения Христа, высшая, духовная сторона Учения Христа уступила место формально-обрядовой. Нет, конечно, сомнения, что самая духовная религия нуждается в некоторых обрядах, но число их не может быть велико. Обряд, выполненный сознательно с по-

--------------------------
Имя наборщика: Viktoria
Дата набора: 1.05.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 14.11.2022
Вложения
Page112.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39663
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.И.Клизовского к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 113
--------------------------

ниманием его высшего внутреннего содержания, обладает большой оккультной силой и видимое физическое действие способствует невидимому духовному. Но никогда формальное выполнение обряда не может быть поставлено выше понимания и проведения его в жизнь в духе и истине.
В связи со сказанным возникает вопрос: как же понять в духе и истине слова Христа, давшего апостолам хлеб и вино и сказавшего: "Примите, ядите, сие есть тело Моё", - и: "Пейте из неё все, ибо сие есть кровь Моя"? Но что такое хлеб и что такое вино с эзотерической точки зрения и что такое приглашение есть хлеб и пить вино? Хлеб, также как вино и вода, всегда обозначает учение. В библии, во многих местах, учение называется хлебом, вином и водою, в зависимости от от того, о чём в каждом случае шла речь. Так, в беседе с Самарянкой, где разговор шел о воде, Христос назвал свое Учение водою живою. В другом месте, говоря о том, что нельзя новое вино вливать в старые мехи, Христос называет свое Учение вином и в синагоге в Капернауме (гл. 6-я от Иоанна) Христос несколько раз называет Себя и своё Учение хлебом живым, сошедшим с небес. Поэтому, давая на последней Тайной Вечере ученикам хлеб и вино, Христос передал им свое Учение, а приглашение есть хлеб и пить вино обозначало требование проводить его в жизнь, ибо есть и пить значит жить.
Но передачей ученикам своего Учения для проведения его в жизнь была выполнена лишь половина задачи Христа. Другою целью Его прихода было принести Себя, как добровольную Жертву для спасения всего человечества от козней дьявола. Своей крестной смертью Христос запечатлел Своею Кровью данное Им Учение, чем придал ему великую силу и большую жизненность; вывел человечество из созданной князем мира сего материалистической западни, указав путь к развитию духа и на приносимой Им жертве заключил Новый Завет с людьми. Заключение завета с людьми Христос выразил словами: "Сие (то есть преломление хлеба и испитие чаши вина) творите в Мое воспоминание". Кроме того, в преломлении хлеба ознаменовалось также принесение себя Христом в Жертву.
Таким образом, все происходившее на Тайной Вечере и все сказанное Христом нужно понимать символически. И слова Христа: "Ядущий мою плоть и пьющий Мою кровь пребывает во Мне и Я в нем", - означают необходимость принятия Жертвы Христа. Ибо, во истину, лишь принявший Жертву Христа, лишь принявший и проводящий в жизнь Учение Христа пребывает во Христе и Христос

--------------------------
Имя наборщика: Viktoria
Дата набора: 03.05.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 14.11.2022
Вложения
Page113.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39663
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.И.Клизовского к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 114
--------------------------

пребывает в нем. Исполнение обряда Причастия, выполняемого в христианских церквах, в этом случае, усиливает лишь связь человека со Христом, вне зависимости от того, в каком виде он выполняется, ибо суть не в обряде, но в идее, которая в нем заключается. Выполнение же одного обряда, без понимания идеи, вложенной в нем, без принятия в духе и истине Жертвы, и без проведения в жизнь Учения Христа, не имеет никакого значения.
Вы меня спрашиваете еще: "К какой христианской церкви Вам примкнуть, чтобы иметь возможность принять участие в причащении Телом и Кровью Христовыми"? На этот вопрос я Вам отвечу: я мог бы посоветовать Вам не примыкать ни к какой или примкнуть к новой Всемирной Церкви, но давать советы - значить брать на себя карму, между тем, как все зависит от сознания каждого человека. Если кто находит удовлетворение в выполнении известных обрядов, он должен их выполнять до тех пор, пока они не станут для него ненужными. Но отвращать человека от того, что он считает для себя нужным, мы не имеем права.
В начале письма я сказал Вам, что человечество ждет Великого Пришествия, и как знак этого скорого пришествия, нам дан уже Новейший Завет. Но как данный Христом Завет сделал ненужными все ветхозаветные обряды, так, по моему понятию, Новейший Завет делает ненужными все обряды Нового Завета. Кто жил по Учению Христа для того принятие в духе и истине Новейшего Завета не есть отход от Христа, но лишь расширение своего сознания, ибо дух Нового и Новейшего Заветов один и тот же. Расширенное же сознание не может довольствоваться полумерами. Чье сознание расширилось уже настолько, что оно принимает Учение Агни Йоги, то оборачивание назад приносит лишь вред. Изучать Новое Учение и держаться за старый обряд, хотя бы очень высокий, хотя бы в свое время очень нужный, значит не доверять Новейшему Откровению, значит полагать, что оно не обладает достаточной силой и нужной благодатью, чтобы привести человека к спасению и жизни вечной. Это значит, кроме того, развивать в себе двойственность и половинчатость - качества весьма отрицательные и Учением Агни Йоги весьма осуждаемые.

--------------------------
Имя наборщика: Сантана
Дата набора: 01.05.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 14.11.2022
Вложения
Page114.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39663
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.И.Клизовского к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 115
--------------------------

31-3-1937. Рига.

Родная и дорогая Елена Ивановна!
После того, как я отправил Вам последнее письмо с главой о психической энергии, в мои руки попала литература о внушении и самовнушении. Эта литература принадлежит поступившей недавно в наше общество, г-же Ягд. Она дала мне прочесть ее с тем, чтобы я высказал свое мнение. Ознакомившись с ее рукописью, которую она написала со слов некоего Папста, я увидел, что Папст, взяв за основу систему Эмиля Куэ, дополнил ее выдержками из Агни Йоги о значении мысли и о внушении. В общем я не нашел ничего, противоречащего нашему Учению. Ознакомившись с этим вопросом, я пришел к выводу, что последнее приложение в главе о психической энергии (кажется стр. 43) может быть дополнено прилагаемым при сем листком. Если Вы не найдете в излагаемых мыслях ничего неуместного, то будьте добры вложить его в соответствующее 1 место посланной главы.
Посылаю также копию письма, полученного мною от Е.Ф.Писаревой* и копию моего ответа ей. Не знаю насколько удачно я ответил ей на ее вопросы, но вопрос о "посте Майтрейи" мне не ясен самому, поэтому я ответил на него уклончиво.
В дополнение к последнему письму сообщаю, что вопрос о художественной секции, остался открытым. Мое выступление упрочило лишь отчасти положение Стрелковой, и художнице Трофимовой не запрещают приходить работать дальше, но для других, желающих примкнуть к такой секции, пока не сделано ничего.
В истекших последних днях марта отпраздновали День Учителя и день ухода с земного плана существования доктора Феликса Денисовича [Лукина]. Все было хорошо. День Учителя отпраздновали торжественно и с подъемом и день доктора с подобающим настроением. Нехорошо лишь то, что обнаружена явная тенденция сделать нашего первого председателя святым. В этом отношении наш уважаемый Рихард Яковлевич [Рудзитис] перестарался, что особенно ярко обнаружилось с изданием книги в память Феликса Денисовича. Как Вам известно, было предложено всем, знавшим доктора, написать о нем свои воспоминания. И вот здесь началось для Рихарда Яковлевича настоящее мучение. Я не ошибусь, если скажу, что ни одно из посылаемых воспоминании Рихарда Яковлевича не удовлетворяло. В каждом он находил что-нибудь недопустимое. Между тем, некоторые, предполагая возможность искажения своих воспоминаний, настаивали на том, чтобы было напечатано так, как они писали. В конце концов наш уважаемый председатель, набравшись несвойственной ему храбрости, исправил все присланные воспоминания и выпустил из них всё, что ему не нравилось, всё что

Примечание редактора
* Писарева Елена Федоровна (ур. Рагозина) (1853–1940) − русский теософ, писательница и переводчица, председатель Калужского Теософского Общества в 1909-1922 г., вице-президент Российского Теософского Общества. С 1922 г. жила в Италии. См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Писарева,_Елена_Фёдоровна

--------------------------
Имя наборщика: Сантана
Дата набора: 02.05.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 16.11.2022
Вложения
Page115.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39663
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.И.Клизовского к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 116
--------------------------

говорилось о докторе не как о святом, но как о обыкновенном человеке. Эта мои доводы, что нельзя без согласия авторов менять смысл их воспоминании и нужно либо печатать так, как написано, либо отослать обратно, не обращали никакого внимания. Меня поддерживал только Фёдор Антонович [Буцен], остальные соглашались с председателем. Латыши ведь очень упрямы и переубедить в чем-нибудь латыша невозможно. Я не знаю, какое впечатление произведет на латышского читателя книга, посвященная памяти доктора, но в общем это будет книга, написанная одним лицом по воспоминаниям многих лиц. Ваших воспоминаний он, конечно, не осмелился изменить. К сенатору Дуцману, который написал целое философское сочинении, Рихард Яковлевич ходил просить его разрешения сократить некоторые места, на что тот согласился, но со всеми прочими он не церемонился. Мое писание доставило ему много неприятных минут и в конце концов он добрую треть выпустил без моего, конечно, согласия. Выпустил вступление, в котором я развивал мысли о том, почему об ушедших принято говорить или ничего, или хорошо. Не осталось без изменения, конечно, и остальное. Сообщая Вам об этом, я далек от желания причинить этим в Вашем мнении какой-нибудь вред Рихарду Яковлевичу. Но этот случай еще раз доказывает, как хорошие люди, руководствуясь хорошими побуждениями, совершают дела не вполне хорошие. Тоже самое совершил Сеплевенко в Болгарии и Янушкевич в Польше. Тоже самое готов был совершить ваш покорный слуга в третьей главе второй книги, если бы не был во время предупрежден Вами. Одним словом, все мы еще не гарантированы от совершения ошибок и не всегда способны принять правильное решение вопроса.
В пасхальные дни меня посетил Алексеев, не бывший у меня со времени его ухода из Общества. Истинной целью его прихода было желание узнать то, что о нем писали из Индии. Он спрашивал, правда ли, что он в письмах был назван одержимым, больным и темной силой, как ему передавали много раз с разных сторон в разных версиях и вариациях? Я старался разубедить его в этом, сказал, что ничего подобного о нем в таком роде не писалось. Он просил, если возможно, прочесть ему места о нем из Вашего письма. Конечно, я был очень осторожен и ничего лишнего ему не прочел. Из Вашего письма от 23-6-34, я прочел ему только начиная со слов "Конечно, девочка Алексеевых медиум", и т.д. до слов "Аскетизм не имеет никакой цены", и т.д. Он был очень доволен и сказал, что некогда не сомневался, что сообщаемые ему сведения преувеличены, что "Наши Руководители", так бережно относящиеся ко всякому проявлению самодеятельности каждого, [не] стали бы в такой резкой форме высказы-

--------------------------
Имя наборщика: Сантана
Дата набора: 02.05.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 16.11.2022
Вложения
Page116.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39663
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.И.Клизовского к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 117
--------------------------

вать осуждение человеку совершившему невольную ошибку. Далее он сообщил, что всегда в мыслях сохранял верность и преданность Вам, Н.К. и конечно Владыке. Нет сомнения, что он пережил много неприятных минут и теперь ото уже не тот зазнавшийся Алексеев, каким он был раньше. Он сознает свою ошибку, но по моему не вполне. Всей глубины совершенной им ошибки он еще не осознал. В нем еще есть остатки самомнения и нет смирения. Лишенный сам руководства, он продолжает руководить другими. Он удерживает около себя каких-то несколько человек, которые, в противном случае, могли бы примкнуть к обществу, которое находится под лучом Владыки. Так я полагаю. Конечно, эти мысли я не счел себя в праве ему высказывать. Он должен дойти до этого сам. Но во всяком случае не исключена возможность, что он будет делать попытку вернуться в общество обратно.
Очень радуют меня все сведения, которые Вы сообщаете о новой стране. Недавно я получил оттуда письмо с просьбой прислать мои книги. Я ответил и послал книги, но до писавшего они не дошли, и из центра были возвращены мне обратно. Но другой пакет с книгами, отправленный в библиотеку, по-видимому, принят, так как обратно я их не получил. У меня есть там три сестры. Они пишут мне очень редко. Перед Пасхой получил письмо от одной. Пишет, что лежит без движения, ревматизмом свело ноги. Послал ей советы как лечиться самовнушением по системе Куэ, сообщил также Ваш рецепт о лечении ревматизма пчелиным ядом.
Огорчает меня то обстоятельство, что не могу так быстро подвигать свою работу, как бы хотелось. Много разных привходящих дел и обязанностей отвлекают меня от той работы, которую я считаю для себя наиважнейшей. С другой стороны, я чувствую необходимость подождать выхода "Тайной Доктрины", чтобы воспользоваться тем материалом, который там содержится и которого мне не хватает.

Шлю Вам и Н.К. свой искренни" привет и чувства преданности, любви и уважения.
А. Клизовский.

--------------------------
Имя наборщика: Сантана
Дата набора: 08.05.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 16.11.2022
Вложения
Page117.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39663
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.И.Клизовского к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 118
--------------------------

12.7.1937. Рига.

Дорогая Елена Ивановна!
Давно я не писал Вам, но это вызывается необходимостью сберечь Ваше ценное время и силы для пользы миру. Ведь теперь устремились писать Вам все, кто получил Ваш адрес и утруждать Вас многочисленными вопросами. Некоторые из пишущих Вам поддерживают деятельную переписку с Вами для хвастовства и поддержания собственного авторитета, который по каким-либо видам пал. Поэтому кто-то по высказанным выше причинам должен ограничить эту ценную для себя возможность. Я пишу Вам, когда набираются вопросы вместе с очередной главой. Потому в силу необходимости настоящее моё послание выйдет несколько длиннее.
Я премного благодарен Вам за советы и указания в моей работе. Каждый Ваш совет для меня закон. Глава о психической энергии переделана и уже печатается. Посылаю Вам главу о центрах. Старался, как всегда, выяснить вопрос возможно шире, но насколько это мне удалось, Вам будет видно. Конечно, если Вы найдете нужным, Вы сможете дополнить наблюдения над раскрытием центров из Вашего опыта, который богаче, чем у кого бы то ни было. С другой стороны, я стеснялся писать все, что я испытываю сам для того, чтобы меня не сочли рехнувшимся. Так, например, я испытываю зуд мозга и легких, очень хотелось бы почесать, но никак невозможно. Или чувствую, как какая-то сила перебирает все мои внутренности и хозяйничает там, как у себя дома.
Ваше сведение о делах в Америке меня ошеломило и потрясло. Я два дня не мог успокоится и работать. Неужели, думалось мне, возможно, чтобы тьма победила. Ведь это был бы большой соблазн для маловерных! Это сведение я не счел возможным сообщать всем, но прочёл лишь в старшей группе.
Я не буду сообщать Вам о поездках в Эстонию и Литву, в которых я принимал участие, ни о делах общества, ибо обо всем этом Вы осведомлены достаточно, но хочу сказать несколько слов о предстоящей конференции в Ковне, ибо в одном пункте моё мнение расходится с мнением большинства.
Глава общества, Волковский и Рихард Яковлевич решили, что доклады на съезде должны быть составлены без всякого намека на оккультизм и без ссылок на учение Агни Йоги ввиду того, что могут быть какие-то журналисты, которые не поймут сказанного. Возможно ли подобного рода суждение? Ведь если мы, последователи Учения Агни Йоги, на своем собственном съез-

--------------------------
Имя наборщика: Elena
Дата набора: 02.05.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 16.11.2022
Вложения
Page118.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39663
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.И.Клизовского к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 119
--------------------------

де будем стесняться говорить о том, в чем состоит спасение мира, то какие мы последователи? Грош цена таким последователям! Ведь если на съезде будет присутствовать посторонний человек, который не поймет слов о Матери Мира, о Иерархии, о космических силах, то тем хуже для него, но может быть такой случай, что на наше собрание попадет совершенный идиот, так что же? Неужели мы должны подделываться под сознание идиота? С такой формулировкой вопроса согласиться никак не могу. Нашей базой должно быть только Учение. Как мы можем распространять идеи Учения, если мы будем молчать о них? Именно мы должны распространять идеи Учения, не навязывая их упоминанием источников. Так понимаю я.
Ваше письмо к Рихарду Яковлевичу, в котором Вы пишете о Гребенщикове*, он дал мне прочесть и оно подтвердило мое мнение о Гребенщикове, как о узком церковнике. Он не ответил мне ни на моё письмо, ни на посылку ему первой моей книги. Но может быть он начинает прозревать от своей слепоты? В том же письме то, что Вы пишете об А. очень печально. Наверно он получил предупреждение от Вас, а если этого не можете сделать Вы, то не может ли сделать то кто-нибудь из нас? Или Мы тоже не имеем права вмешиваться в его карму? Ваши слова относительно меня, принял к сведению и руководству. Елене Федоровне Писаревой я больше не писал. Вы имеете копии моих двух писем к ней.
Читал также Ваше письмо к г-же Крауклис. Ваши слова относительно несовершенства апостолов очень напоминают современное положение. Мы также, как и они, малые и несовершенные люди. Но не смотря на свое несовершенство апостолы сделали великое дело. Они понесли в мир Учение Христа. Я полагаю, что несовершенство каждого из нас искупается постольку, поскольку каждый служит делу Владыки. Конечно, это может служить некоторым утешением в нашем несовершенстве, но не оправданием. Иногда мне и другим нашим членам задаются вопросы - как может быть в вашем обществе такой-то и такой-то несовершенный человек? Ведь это роняет престиж вашего общества! Приходиться в большинстве случаев разводить руками или пожимать плечами, ибо если вопрошавший получал ответ, что апостолы Христа тоже были несовершенными людьми, то это иногда приводило его в ярость.
Посылаю Вам копию моего письма представителю советской власти в Латвии. Из содержания его Вы узнаете в чём дело. Для того, чтобы Вам было ясно, почему я написал и отнёс в посольство это письмо, должен сказать, что в это время я собирался начать посылаемую Вам главу. Однажды, сидя за пишущей машинкой и обдумывая свою тему, я почувствовал прилетевшую в мою голову мысль, требовавшую, чтобы я оставил пока свою работу и написал письмо, содержание которого уже иногда раньше мне приходило на мысль.

Примечание редактора
* Гребенщиков Георгий Дмитриевич (1882-1964) − русский писатель, публицист, переводчик, эмигрировавший в Европу, а затем в Америку. Сотрудничал с рериховскими американскими учреждениями. Основатель русского поселения в Америке "Чураевка". См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гребенщик ... Дмитриевич

--------------------------
Имя наборщика: Elena
Дата набора: 03.05.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 16.11.2022
Вложения
Page119.jpg
Закрыто

Вернуться в «Письма корреспондентов к Е.И. Рерих»