Почему стилистика поздних записей Е.И.Рерих отличается от начальных записей и от книг Агни Йоги?

Andrei
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 23 июн 2018, 17:52
Откуда: Планета Земля

Re: Почему стилистика поздних записей Е.И.Рерих отличается от начальных?

Сообщение Andrei »

Известно, что Учитель диктовал медиаторам на русском языке не только АЙ (медиаторы - НКР и ЕИР), НЗ (медиатор - ЕИР), но и Грани АЙ (медиаторы - Б. и Н. Абрамовы). Стилистика всех этих записей разная. Не говорит ли это о том, что стиль записей зависит от медиатора, принимающего записи?
Михаил Л
Сообщения: 43
Зарегистрирован: 30 окт 2019, 00:13

Re: Почему стилистика поздних записей Е.И.Рерих отличается от начальных?

Сообщение Михаил Л »

Данный вопрос очень сложен и кратко на него просто невозможно ответить. И нужно многое вводить - так как многие слова в языке Учения имеют иное значение. И приводить очень много цитат. Вот некоторые мысли:


Главной причиной различий первоначальных записей при групповых беседах (с 1920-х до 40-х годов) и поздних личных записей ЕИ (с 1947), на мой взгляд, было то, что Е.И. была йогом по природе, а Н.К. и многие другие сотрудники по групповым беседам были медиаторы. Медиатор - это человек с медиумистической природой, но духовно устремленный к Иерархии Св.
А восприятия человека с йогической и медиумистической природой кардинально отличаются по сути психо-энергетического процесса и задачам.

Подробно об различии врожденной природы йога, медиума и медиатора можно прочесть в письмах Е.И. –
ПЕИР, т. 9. 1951-1955 гг. (МЦР), стр. 151. // №88. В.Л.Дутко. 4.02.1952
ПЕИР, т. 9. 1951-1955 гг. (МЦР), стр. 014. // №5. Б.Н. и Н.И. Абрамовым. 23.01.1951
ПЕИР, т. 8. 1948-1950 гг. (МЦР), стр. 408. // №213. З.Г.Фосдик и Д.Фосдику. 22.09.1950
и др.


Медиумистическая природа, как писала Е.И. в письмах 50-х гг, это особое врожденное строение организма, которое приводит к тому, что их эфирный двойник и эктоплазма с легкостью выходит из тела. Это дает им способность легко получать послания из Тонкого мира. И поэтому восприятия медиума (медиатора) часто развернутые, многословные. Это дает возможность передать целые книги - чтобы помочь сдвинуть человечество в какой-то теме. Но то, что эта передача идет через слои Эфирно-Тонкого мира - приводит к неизбежным ограничениям и искажениям - и содержательным и по уровню энергетическому.
Послания медиума могут передать людям какие-то полезные новые сведения. Но они всегда будут пропущены через фильтр духовного и интеллектуального уровня приемника. Также и энергетически эти записи даже у самых духовно развитых медиаторов - не будет выше энергий верхних слоев Тонкого мира. 

Йог по духовной природе - это гораздо более редкое явление. Его духовное развитие идет через раскрытие и огненную трансмутацию высших центров. Поэтому у йога, в отличие от медиума, который с легкостью овладевает способностью восприятий, всё идет медленнее и значительно болезненнее. И главная причина этих священных болей в том, что главная миссия агни-йога - проводить на землю Первичный космический огонь, т.е. энергии, которая во много раз мощнее всего нам известного. По действию своему на Земле эти огненные энергии, по сути, являются главным фактором эволюции всего. Такой Агни-йог в плотном мире насыщает целые сферы и страны. После, в будущем, историки часто описывают это, как начало эпохи внезапного взлета науки и культуры оказавшего влияния на многие века - не понимая, кто на самом деле дал импульс энергий и идей, чтобы наполнить этот подъем. 

Вот важный параграф об этом различии:
Беспр.176. "Об активности медиума и об активности Агни-йога можно дать целую параллель для поучения человечества. Насколько заблуждаются люди, считая медиума показателем высших космических сил, и насколько Агни-йог обогащает наше бытие, человечество скоро узнает. Истинно, огонь высших сфер пробиться хочет! Ставим подвиг матери Агни Йоги как ведущий сияющий символ!
Эманации светоносных обликов дают радость и пищу духу. Мы, Братья человечества, называем эти эманации жизненными, огненными струями. Эти струи самые сильные создания духа, и активность Агни-йога так огненна! И огненный дух Агни-йога должен грозно расплавлять накопления, нагромождающиеся на пути. Пламенный дух Агни-йога творит своим самосветом. Каждое движение утверждает самоотверженность творчества твоего духа, Урусвати."



Но с позиции людей, целые тома восприятий медиума, написанные красивым языком - гораздо выше непонятных кратких посланий Агни-йога (а основная энергетическая работа для них вообще невидна). Но послания Агни-йога в силу сильнейшего напряжения энергий просто и не могут быть многословными. Иначе сгорит их плотная оболочка - что очень часто и происходило в истории.
Да, книги медиума могут помочь понять что-то глубже, но никогда по-настоящему новое Учение не давалась медиумом. Это были всегда Йоги, который буквально прожигали в пространстве новый путь, как Кришна, Будда, Христос. И чаще всего непосредственно из уст этих Основателей останутся в памяти людей только краткие формулы, фразы, очень сильные, афористические, но не книги, их напишут позднее часто с искажениями.

Но Агни Йога как Учение во многих отношениях уникально. Впервые Послание записывается из такого непосредственного сотрудничества Йога - Е.И. (огненные восприятия, которой и есть основа всего Учения) и сотрудников медиаторов (главный ее сотрудником был всегда Н.К.) помогающих оформить сразу всё в земные книги. И это Послания, зафиксированные на групповой беседе проверяется Йогом. Фактически мы, человечество, впервые имеем возможность читать неискажённое Послание. И с уходом Н.К. эта уникальное сотрудничество завершается. Новое Учение АЙ дано. 

Но Е.И. осознано, решает продлить свою жизнь на Земле и сделать больше, чем было первоначально намечено.  Она знала, что из-за сгорания ее двойника в пожаре центров - у нее больше не будет возможности земного воплощения на многие столетия. Поэтому оставшись после 1947 одна, Е.И. устремляется развить в себе способность самостоятельных развернутых записей, чтобы оставить новые знания на многие столетия вперед.
Она понимала, конечно, что ей не удается достигнуть той степени легкости переложения передачи мысли в развернутый текст, какая была у ее помощников-медиаторов. Но если медиаторы при Беседах обрабатывали уже пониженную в вибрациях мысль, ее восприятия Агни-йога шли напрямую через высшие центры, и мысль послания была не линейной диктовкой, а напряженными огненными идеями ближе к кристаллу в своем строении. Их очень трудно переложить в земной язык, а не записанные они очень быстро забываются. И в силу кардинального энергетического различия вибраций между Огненным и Плотным миром - это сильнейшее напряжение большая опасность для тела и проводников. Приходилось постоянно менять центры, через которые идет связь.  И поэтому для помощи и ускорения процесса - используются одни и те же словесные формулы, более ограниченная лексика, повторения. Но суть посланий - были в них даны.

Сама ЕИ обладала прекрасным русским литературным языком и богатым словарным запасом, что доказывают ее письма вплоть до последнего года жизни. И конечно она очень страдала таким контрастом - несовершенной формой записей последних лет. Но также она понимала их исключительное уникальное значение.  И поэтому, несмотря на то, что поправить их в литературную форму у нее не хватит ни сил, ни времени -  она не уничтожала их, а сохраняла, переписывала. 

Возникает вопрос возможны ли ошибки в поздних записях из-за того, что развить способность развернутых восприятий Е.И. до конца не удалось? 
Некоторые неточности в конкретных местах возможны и есть. Для их исправления ключевые мысли давались повторно (возможно воспринятые через разные Центры). Но если не выдергивать одну цитату, а рассматривать смысл посланий последних записей целостно - всё передано точно. Изначально записи (с 1947) предназначены для немногих, в отличие от широкого круга читателей книг Учения. И можно не искать в них законченных положений, полных рецептов открытий и и т.п. Это только Вехи, понимание которых требует работы и до конца наверно оно будет доступно только в будущем. Тогда указанные в записях намеки соединятся в полную картину. Сейчас это в какой-то степени набор точек - идей.
Andrei
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 23 июн 2018, 17:52
Откуда: Планета Земля

Re: Почему стилистика поздних записей Е.И.Рерих отличается от начальных?

Сообщение Andrei »

Михаил Л писал(а): 06 апр 2020, 20:40 Данный вопрос очень сложен и кратко на него просто невозможно ответить. И нужно многое вводить - так как многие слова в языке Учения имеют иное значение. И приводить очень много цитат. Вот некоторые мысли...
Согласен, что вопрос этот очень сложный и коротко ответить не получится. А если учесть, что субстанция, которую необходимо осветить при ответе на этот вопрос, также очень сложна с оккультной точки зрения, то встанет необходимость подкрепить каждое слово цитатой, как Вы правильно это заметили.
Михаил Л писал(а): 06 апр 2020, 20:40Вот некоторые мысли...
После первого прочтения Вашего прекрасного изложения мой вечерний, уставший ум не нашёл никаких противоречий. Завтра ещё раз вернусь к этой теме. Будем глубже вгрызаться в субстанцию :mrgreen:
Михаил Л
Сообщения: 43
Зарегистрирован: 30 окт 2019, 00:13

Re: Почему стилистика поздних записей Е.И.Рерих отличается от начальных?

Сообщение Михаил Л »

Можно еще дополнить -

Люди с медиумистической природой легко овладевают способностью получать сообщения. Чаще всего это автоматическое письмо, когда  восприятия идут через центр руки при полной пассивности медиума. Так было в начале, например, у Н.К., Б.Н.Абрамова и других сотрудников.
Как описывает ЕИ подробно в письмах 50-х годов, у медиумов особое строение организма - их центр солнечного сплетения не присоединен к позвоночнику, и это дает им особую легкость пассивных восприятий. Но эти восприятия - только низшими центрами и эфирным двойником, и в этом большая проблема, так как это закрывает медиумам путь для развития и открытия других центров. Но если они устремляются к Иерархии Света, то Учитель посылает им Луч, компенсирующий этот недостаток, и они становятся медиаторами.
И тогда автоматическое письмо сменяется - теперь восприятия идут не через центр руки, а через более высокие центры в мозге и воспринимаемые идеи складываются в сознании медиатора его словами и характерными выражениями. Иногда этот способ, чтобы отличить от классического автоматического письма, называют - писание под Лучем

Но у Е.И. не было медиумизма, поэтому и на начальном этапе ей восприятия давались гораздо сложнее, чем Н.К. (которому не нужно было проходить для этого длительный период раскрытия центров, как ей). Плюс это все помножилось на характерную черту Е.И. - сильные сомнения в своих силах. Это создало в определенной степени психологический барьер - так как открытый только ей Провод через высокие огненные трансмутированные центры требуют полного доверия.  Такие восприятия встают в сознании как собственные мысли, так как это уже стадия слияния сознания - Палория. Но сомнения в себе очень мешали, и она больше доверяла записи, сделанной маятником. И думаю, подсознательно Е.И. больше доверяла фразе сказанной необычным стилем, чем нормальным литературным. Потому что думала, что иначе это ее собственные мысли. И думаю, В.Вл. подстраивал послания под это. 

Способность к яснослышанию требует очень сильного напряжения центров, и она не может постоянно использоваться без вреда, особенно в период Армагеддона. Кроме того, при яснослышании звуковые послания легко поддаются перехвату - об этом есть в каком-то параграфе Уч.  Поэтому для записи книг Учения выбрали способ групповой беседы через Престол - где связь идет телеграфно (по буквам, кроме того, наиболее частые слова, имена и выражения, похоже, давались условными сокращениями, шифром - см. Надз.120, 547) - это давало большую защиту от перехвата. Кроме того, в беседе с престолом задействуется энергия нескольких участников, и нет такого напряжения на одну Е.И.

Но в тоже время без Е.И. никакие восприятия Учения были бы невозможны, ни для кого, даже для Н.К. Так как только у нее было Иерархическое Право на Связь.
Так же было в теософские  время, такое Право было только у Е.П. Блаватской. И через нее и другие могли записывать послания, книжки, рисовать портреты Учителей, получать письма от Махатм. Но стоило ученику предать Е.П. Блаватскую, для них связь с Братством прерывалось. 

Тут ключ не в способности к восприятиям - она на самом деле есть у многих, а в Иерархическом Праве, которым обладают буквально единицы и через них те, кто связан и предан им. 
Но в тоже время есть кардинальная разница между восприятиями медиатора (писание под Лучом) и Агни Йога (через огненные центры). У медиатора есть потолок, выше которого он не может принять идеи, которые им самим не осознанны, они не будут им восприняты, либо будут, но с искажением. 

У Агни-Йога с огненными центрами, это уже не столько записывание посланий, сколько энергетическое сотворчество - по сути, такой Йог творит новую реальность, проводя на Землю новые энергии, ассимилируя Лучи Дальних миров (т.е. трансформируя их в формы, доступные землянам). Все это очень сложно записать, так как для много - просто нет слов в земных языках.
Andrei
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 23 июн 2018, 17:52
Откуда: Планета Земля

Re: Почему стилистика поздних записей Е.И.Рерих отличается от начальных?

Сообщение Andrei »

Михаил Л писал(а): 06 апр 2020, 22:54 ... сомнения в себе очень мешали, и она больше доверяла записи, сделанной маятником. И думаю, подсознательно Е.И. больше доверяла фразе сказанной необычным стилем, чем нормальным литературным. Потому что думала, что иначе это ее собственные мысли. И думаю, В.Вл. подстраивал послания под это. 
Интересная и оригинальная мысль!!!
Михаил Л писал(а): 06 апр 2020, 22:54Но в тоже время без Е.И. никакие восприятия Учения были бы невозможны, ни для кого, даже для Н.К. Так как только у нее было Иерархическое Право на Связь.
Да, и не только это. Учитель часто утверждает в НЗ, что его луч так долго может выдерживать только ЕИ. Другие бы уже сгорели.
Михаил Л писал(а): 06 апр 2020, 22:54 Но в тоже время есть кардинальная разница между восприятиями медиатора (писание под Лучом) и Агни Йога (через огненные центры).
Есть чёткие указания, как именно и через какие центры проходили беседы. Нужно будет найти эти цитаты и вставить.
Михаил Л писал(а): 06 апр 2020, 22:54Все это очень сложно записать, так как для много - просто нет слов в земных языках.
Наша задача такие слова найти и составить ответ на вышеуказанный вопрос понятным и доходчивым языком. Это будет непросто, но у Вас уже отлично получается. Подработаем текст, вставим цитаты, и всё будет окей :)
Andrei
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 23 июн 2018, 17:52
Откуда: Планета Земля

Re: Почему стилистика поздних записей Е.И.Рерих отличается от начальных записей и от книг Агни Йоги?

Сообщение Andrei »

Михаил Л писал(а): 06 апр 2020, 20:40 Главной причиной различий первоначальных записей при групповых беседах (с 1920-х до 40-х годов) и поздних личных записей ЕИ (с 1947), на мой взгляд, было то, что Е.И. была йогом по природе, а Н.К. и многие другие сотрудники по групповым беседам были медиаторы.
Людей интересует больше всего различие стилистики НЗ и книг АЙ, а не столько между начальными и последними тетрадями. Наверное, вопрос был не чётко сформулирован. Поэтому я немного его дополнил так: "Почему стилистика поздних записей Е.И.Рерих отличается от начальных записей и от книг Агни Йоги?" Поэтому нам в ответе нужно объяснить кратко, какое отношение книг АЙ к записям, или же написать в этом же разделе полный ответ на вопрос "Как относятся канонические книги Агни Йоги к тетрадям Е.И.Рерих?" и дать ссылку на него.
Andrei
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 23 июн 2018, 17:52
Откуда: Планета Земля

Re: Почему стилистика поздних записей Е.И.Рерих отличается от начальных записей и от книг Агни Йоги?

Сообщение Andrei »

Вырисовывается такой план ответа:
1. Кем и как принимались книги АЙ? (Краткое изложение статьи "Как относятся канонические книги Агни Йоги к тетрадям Е.И.Рерих?").
2. Технология совместного приёма записей НКР и ЕИР?
3. Мог ли НКР принимать записи один (если да, то когда и какие)? Могла ли ЕИР принимать записи одна без НКР при его жизни (если да, то когда и какие)? Кто имел возможность, способность и право принимать записи бесед с Вел.Вл.?
4. НКР - медиатор. ЕИР - йог. Различие между медиатором и йогом?
5. Трудности и особенности процесса передачи записей?
6. Как повлияла смерть НКР на процесс приёма записей?
7. Какие процессы происходили в организме ЕИР после ухода НКР? Как они повлияли на процесс приёма записей?
8. Какие могли быть причины со стороны Учителя изменить стиль поздних записей (после смерти НКР) по сравнению с теми записями, которые составили книги АЙ (при жизни НКР)?
9. ....
Михаил Л
Сообщения: 43
Зарегистрирован: 30 окт 2019, 00:13

Re: Почему стилистика поздних записей Е.И.Рерих отличается от начальных записей и от книг Агни Йоги?

Сообщение Михаил Л »

Все это все верные вопросы, но их очень трудно рассматривать по отдельности - они все сильно взаимосвязаны. Также как и записи книг АЙ и другие записи ЕИ очень переплетены. Можно начать с вводного рассмотрения всего архива записей ЕИ. Показав, например особенности его трех главных разделов - как они принимались и развивались:

- Записи Бесед, ставшие основой для книг Живой Этики - АЙ (24.03.1920 – 10.07.1947)
- Записи «Огненного опыта» (1920-е гг – конец 1940-х гг)
- Записи «Космического сотрудничества» (конец 1940-х гг – последняя запись: 02.09.1955)


Каждая из них отличаются и по темам и по стилю. И важно, что они принимались все по-разному, используя разные каналы Связи. Их все объединяет только сама ЕИ - она всегда была тем огненным стержнем, ее жизненный подвиг и позволил выстроить всю эту сложнейшую спираль Учения.

Книги Живой Этики - Агни Йоги (24.03.1920 – 10.07.1947)

начавшиеся 100 лет назад 24 марта 1920 с первого послания в Лондоне.
Записывались все книги Учения на групповых беседах. В начале 1920 годов это было подобие техники спиритического сеанса за столом. Такая беседа требовала участия нескольких человек. Также в рамках этого сеанса многие участники делали записи автоматическим письмом, но в книгу ЖЭ вошли только записи, сделанные автоматическим письмом Н.К. и несколько Ю.Н. во время общих бесед 1920 - 1923 гг.
Из этих записей Е.И. под руководством Учителя составила первую книгу Листы сада Мории «Зов»

С конца 1923 года у Рерихов появляется новая техника Связи - Беседа через Престол, устройство, которое позволяло Е.И. и Н.К. объединено вести беседу с Учителем. Далее вплоть до 1947 все без исключения книги Учения, были записаны подобным образом.

Престол для работы требовал участия двоих - ЕИ и НК. Ни у кого другого он уже не работал. После ухода Н.К. в 1947 эта техника связи будет недоступна.

Исключением были годы 1929 и 1934 - в Беседах с Престолом Н.К. заменяла Ояна. В тетрадях есть места, где описывается, как она специально готовилась стать временным заместителем Н.К.


Записи «Огненного опыта» (1920-е гг – конец 1940-х гг)

Начиная с 1923-24 у ЕИ начнется процесс пробуждения, открытия и огненной трансмутации Центров. И тогда в дополнении к ее способностям к ярким пророческим снам, видениям, и предчувствиям, что были у нее с ранних лет, раскрываются еще новые способности восприятия – ясновидение и яснослышание.
И параллельно с общими Беседам через Престол с участием Н.К. для книг Учения, Е.И. начинает вести отдельные записи восприятий на сокровенные темы - ее Огненный опыт.
В конце 40-х часть тетрадей ЕИ сжигает. Поэтому тетради «Огненного опыта» в архиве не идут дальше 1940 года. Эта большая утрата - (как об этом не раз говорил после В.Вл.), так как в это время у нее был очень сильный канал яснослышания. И в более поздние годы повторить эти записи в полноте уже очевидно не удалось.


Записи «Космического сотрудничества» (конец 1940-х гг – последняя запись: 02.09.1955)

После ухода Н.К. и в силу сильнейших энергетических изменений в организме Е.И многое меняется. В пожаре Центров (1947-49) у Е.И. сгорает эфирный двойник - энергетический проводник, обеспечивающий передачу энергий между плотным телом и тонкими телами. Обычный человек не смог бы жить дальше, но для Е.И. Вел.Вл. создает новое эфирное тело. Но его ассимиляция идет очень сложно. И это сгорание и замена происходит как минимум три раза.
В силу этого, развитый уже у ЕИ основной канал яснослышания, во многом, утрачивается, и в замен использует маятник (над кругом с алфавитом), также постепенно складывается новый вид Связи - Йогическая мысленная связь через различные Центры.
Andrei
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 23 июн 2018, 17:52
Откуда: Планета Земля

Re: Почему стилистика поздних записей Е.И.Рерих отличается от начальных записей и от книг Агни Йоги?

Сообщение Andrei »

Михаил Л писал(а): 07 апр 2020, 20:12 Все это все верные вопросы, но их очень трудно рассматривать по отдельности - они все сильно взаимосвязаны.
Никто не говорит, что их нужно рассматривать отдельно. Эти вопросы - это порядок подачи материала.
Михаил Л писал(а): 07 апр 2020, 20:12 Также как и записи книг АЙ и другие записи ЕИ очень переплетены. Можно начать с вводного рассмотрения всего архива записей ЕИ. Показав, например особенности его трех главных разделов - как они принимались и развивались:

- Записи Бесед, ставшие основой для книг Живой Этики - АЙ (24.03.1920 – 10.07.1947)
- Записи «Огненного опыта» (1920-е гг – конец 1940-х гг)
- Записи «Космического сотрудничества» (конец 1940-х гг – последняя запись: 02.09.1955)
Я не разделяю точку зрения сотрудников ГМР, поделивших тетради таким образом на три раздела. ЕИР сама так не делили. Архивисты МЦР тоже так не делили. С самого начала мы приняли свою нумерацию и свой список, так как в списке ГМР и МЦР есть много тетрадей, которые мы не будем обрабатывать за их ненужностью (копии и т.п.). Но после отработки всех тетрадей, которых у нас всего 247 шт., нам придется сделать их классификацию по двум принципам: 1) хронологическому и 2) выписки-копии. Сейчас пока у нас есть окончательная классификация только для двух серий: 1) Серия Учение и 2) Машинописные тетради. Все остальные тетради нужно будет классифицировать по другому, чем есть сейчас, на двух принципах, которых я сказал выше. Поэтому при написании ответа на поставленный вопрос (Почему стилистика поздних записей Е.И.Рерих отличается от начальных записей и от книг Агни Йоги?) лучше всего избегать каких-то искусственных классификаций, будь-то она ГМР, МЦР или наша.
Михаил Л писал(а): 07 апр 2020, 20:12 Показав, например особенности его трех главных разделов - как они принимались и развивались:

- Записи Бесед, ставшие основой для книг Живой Этики - АЙ (24.03.1920 – 10.07.1947)
- Записи «Огненного опыта» (1920-е гг – конец 1940-х гг)
- Записи «Космического сотрудничества» (конец 1940-х гг – последняя запись: 02.09.1955)


Каждая из них отличаются и по темам и по стилю.
Также не могу согласится, что три серии, принятые ГМР, которые Вы приводите, отличаются по тематике. Кроме того, датировка «Огненного опыта» и «Космического сотрудничества» неправильная. Огненный опыт, огненная йога началась у ЕИР, "когда ярая начала интересоваться Учениями Индии" (см. источник 1 ниже), что произошло в 1901 году, когда ЕИР было 22 года (см. источник 2 ниже). Специально привожу цитата полностью, чтобы было понятнее.

Источник 1 (приведённые цитаты подчеркнуты мною):
Страницы биографии Е[лены] Р[ерих].*

Луч Мои сотрудничает с тобою на яром нарождении твоем в пятилетнюю девочку. Ярая уявилась Мне сотрудницей с пятилетнего возраста, когда ярая девочка оявилась на страстном воспалении гортани и уявилась на уходе. Но приглашенная Сестра Милосердия выходила избранную Мною девочку из-за страстно чуткого ее нервного строения организма. Ярая оявилась Мне Йогиней уже с шестилетнего возраста. Ярая Моя девочка напряглась под Моим Лучом на яром озарении Йоги на своем шестилетии. Ярая оявилась и на Огненной Йоге, когда ярая начала интересоваться Учениями Индии.
Явление Космической Ступени началось, конечно, немного позднее, когда ярая тут оявилась на достижении ступени Архата и после страстного достижения разъединения трех естеств или тел. Но ярая Моя Сотрудница оявилась и на дальнейшей ступени Космического Сотрудничества. Ярая стала лучшей строительницей и созидательницей Миров новых. И ярая лучшая Моя Сотрудница уявилась Мне Космической Сокровенной Женой и Матерью Миров Новых, но и Моей Вселенной. Ярая тут ступень окончилась Космической ступенью Матери Космоса. (Источник: Тетрадь № 9м («Сокровенные страницы», ч.2) [144], Страница 8.)
Источник 2 (приведённые цитаты подчеркнуты мною):
Тетрадь № 16м («Автобиография. Сны и видения». 1925 - 1949) [282]
Страница 63.

В период от двадцати двух лет мои сны стали иного характера. Я начала часто видеть себя в одеждах и обстановке прошлых и даже значительно отдаленных веков. Не зная тогда ничего о перевоплощении, сны эти казались мне малозначительными и потому я легко забывала их. Только с нахождением "Гитанджали" Тагора, "Бхагават Гиты" в чудесном переводе Бальтрушайтиса, учения Рамакришны и книг Свами Вивеканады и прекрасного изложения йогом Рамачарака "Путей Достижения индийских Йогов", сознание мое из тисков догматизма вышло на простор, уявленный великой мыслью Востока, и я опять стала обращать внимание на свои сны.
Учитель говорил, что именно он направил эти книги ЕИР, когда ей было около 22 лет. Если очень нужно, то могу найти цитату.

Далее. Датировка «Космического сотрудничества» также очень спорная, как и само понятие. К примеру, Учитель указывает, что "Твое Космическое Сотрудничество было уже оявлено Мне во время твоего полета в зерне Духа" (источник), что случилось во время Трансгималайской экспедиции, когда решался вопрос, ехать или не ехать Лихтманам в Монголию к Рерихам, по-моему, в 1926 году. С другой стороны, началом «Космического сотрудничество» можно считать момент "когда ярая тут оявилась на достижении ступени Архата и после страстного достижения разъединения трех естеств или тел" (см. ист. 1 выше). Окончательное разъединение трёх тел взяло не один десяток лет, начиная с середины жизни ЕИР. С какого момента будем считать?

Поэтому такое искусственное деление тетрадей, принятое ГМР, не отвечает действительности, поэтому не стоит на него опираться в нашем ответе.
Михаил Л
Сообщения: 43
Зарегистрирован: 30 окт 2019, 00:13

Re: Почему стилистика поздних записей Е.И.Рерих отличается от начальных записей и от книг Агни Йоги?

Сообщение Михаил Л »

Согласен нужно избегать искусственных классификаций. Но для задач сохранения, изучения и публикации Наследия - систематизация архива необходима. Об этом неоднократно писала сама ЕИ.

На каких главных принципах такая работа должна, базироваться, на мой взгляд:

1. Принцип хронологии записей
2. Принцип авторских серий тетрадей
3. Принцип уважения авторской воли


Что я имею в виду?
Изучать, публиковать материалы необходимо только в порядке хронологии. Так как нельзя слепо смешивать записи разных годов - ведь и сами Рерихи учились и далеко не все сразу им открывалось.

Авторские серии - их выделила сама ЕИ.
В архиве представлено отдельные серии тетрадей (записанные в разные годы), которые содержат свою отдельную нумерацию, поставленную рукой ЕИ на обложках и титулах.

Согласен, что названия этих серий сейчас в архиве ГМР условны, но они базируются на том как сама ЕИ называла их:

В своих письмах она писала «Тетради Учения», отделяя их от своих записей «Опыта». (Письмо № 30. Ф. Грант, К. Кэмпбелл, З.Г. и М. Лихтманам от 20.03.1937 // Е.И.Рерих. Письма. т. 5. 1937 г. М.: МЦР. C. 73.)

В письме З.Г. Фосдик и Д. Фосдику от 10.12.1954 Е.И. пишет: «Всё ещё не могу закончить переписывать от руки весь период Огненного Опыта, происходившего одновременно с получением “Бесед” о “Беспредельности”» (См.: Письмо № 275. З.Г. Фосдик и Д. Фосдику. 10.12.1954 // Е.И. Рерих. Письма. Том IX (1951–1955 гг.). М.: МЦР, 2009 г. C. 492.)

«Моя работа тоже двигается, и скоро начну новые Записи о «Мироздании» и буду собирать все, касающееся моего Огненного Опыта и Космического Сотрудничества, но на очереди стоит и «Новая Астрономия».» (Письмо №179. С.Н.Рериху. 17.10.1953// Е.И. Рерих. Письма. Том IX (1951–1955 гг.). М.: МЦР, 2009 г. C. 325.)

Также есть важный документ, показывающий как сама ЕИ работала над систематизацией тетрадей - 2 стр тетради 1954 года:
https://roerichsmuseum.website.yandexcl ... IR-268.pdf
Тут можно видеть, как она называет две первые серии: «Книги Учения» и «Книги Огненного опыта»

И третий принцип уважения авторской воли - он относится главным образом к задачам публикации Наследия ЕИ. Если в архиве какой-то текст - представлен в нескольких вариантах. Мы обязаны понять какой вариант содержит последнюю редакцию текста ЕИ - и именно он должен стать базовым текстом "чистовым вариантом" для публикации, а все разночтения с более ранними "черновиками" могут помечаться в сносках.

Например, в архиве есть несколько вариантов серии тетрадей «Огненного опыта»:

Первый вариант «Огненного опыта» 1924–1940 (Арх. Е.И. № 48–71) - является первичным текстом личных записей ЕИ. Текст в этих тетрадях записывался ею в разных часто походных условиях, имеет множество поправок, зачеркиваний.

Но спустя годы в конце 40х годов ЕИ - начинает готовить новую чистовую редакцию этих текстов (Арх. Е.И. № 72–81), доведя работу до записей 1929 года. Позже уже в последние годы жизни она продолжает эту работу (Арх. Е.И. № 82–96). Все эти тетради записаны очень аккуратно, отсутствуют поправки - видно, что это именно чистовик. И сам текст в этой конечной авторской редакции «Огненного опыта» отличается - он включает полные записи групповых Бесед из серии тетрадей «Учения», многие сложные непонятные места дополнены пояснениями обстоятельств. А в некоторых местах текст исправлен с учетом новых знаний и понимания, которые достигла ЕИ в конце жизни. Но, к сожалению, эта работа по редактуре не была доведена ЕИ до конца и записи в тетрадях прерываются 1933 годом.

Поэтому руководствуясь принципом уважения авторской воли - при публикации серии «Огненного опыта» в текстах 1924-1933 нужно, на мой взгляд, как базовый текст брать ее последний исправленный вариант, а для записей последующих лет 1933 - 1940 использовать первый вариант.

Но конечно, это только мое мнение.
Andrei писал(а): 07 апр 2020, 22:01 Кроме того, датировка «Огненного опыта» и «Космического сотрудничества» неправильная.
По поводу датировок - очень важно - мы сейчас совсем не обсуждаем даты периодов жизни и ступеней Агни-йоги, что ЕИ проходила.

Я писал только об архиве ЕИ, в котором она сама выделила три самостоятельных серии записей книг-тетрадей. Если Вам не нравятся взятые за основу систематизации названия, то Вы, конечно, можете использовать свои.
Ответить

Вернуться в «Дискуссионная площадка»