Тетрадь № 63 (1934 - 1944) [152]
-
- Администратор
- Сообщения: 40195
- Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24
Re: Тетрадь № 63 (1934 - 1940) [152]
Разворот 18.
--------------------------
Но это свойство исключительно европейской мысли и европейского языка. Древний Восток умел думать иначе и создавал язык, приспособленный для передачи расширенных понятий, включавших в себя и тезу, и антитезу.
_______
Трудно переводимы на наши европейские языки различные слова и выражения Мудрости Востока. Например, слово Карма − оно непонятно и непереводимо, потому что включает в себя два наших противоположных понятия, для европейского языка совершенно несоединимых, именно: свободу воли и предопределение. Закон Кармы рассматривает жизнь как взаимодействие предопределения и свободы воли, в каждый данный момент влияющих вместе. Для европейского ума это непонятно. Одно как бы исключает другое. Для древнеиндийской философии одно дополняет другое. Одно не могло существовать без другого. Где свобода, там отсутствие свободы; где жизнь, там смерть; где бытие, там небытие. И другое непереводимое слово означало бы бытие, соединено с Небытием. Тепло и холод, как ощущения − это разные явления; как физические явления − разные степени одного и того же температуры − слово, соединяющее в себе тезу и антитезу.
_______
"Как огонь, хотя сам по себе единый, становится разным, смотря по тому, что сжигает, так Я внутри всех вещей становится различным, смотря по тому, во что оно входит". (Упанишад[ы].)
_______
Давно известно, что мир − Наше представление о нем. Так вот, представления о мире могут быть разные, настолько разные, что если их сравнить, то сами представляющие и воспринимающие не поверят, что это один и тот же мир. Только установив путем отвлеченного рассуждения, что мир един и что никакого другого мира быть не может, мы можем начать сравнивать представления о мире и из их разницы можем вывести заключения о разнице воспринимающих аппаратов или психик. Психика не есть что-либо абсолютное. Абсолютно и неопределимо сознание. Но психика, несомненно, может меняться. Мы знаем в жизни, как трудно понимать друг друга людям, смотрящим на мир с разных точек зрения, под разными углами, или людям, находящимся во власти разных эмоций. Знаем мы давно известный логический пример, что мы совершенно не могли бы понимать друг друга с человеком более быстрого или более медленного темпа восприятия. Для сознания более быстрого темпа, солнце пробегало бы по небу, день сменялся [бы] ночью с головокружительной быстротой; человеческие жизни мелькали бы перед ним,
--------------------------
Имя наборщика: Сантана
Дата начала набора: 18.02.2019
Дата окончания набора: 19.02.2019
Имя редактора: Вячеслав
Дата начала редактирования: 26.12.2019
Дата окончания редактирования: 26.12.2019
--------------------------
Но это свойство исключительно европейской мысли и европейского языка. Древний Восток умел думать иначе и создавал язык, приспособленный для передачи расширенных понятий, включавших в себя и тезу, и антитезу.
_______
Трудно переводимы на наши европейские языки различные слова и выражения Мудрости Востока. Например, слово Карма − оно непонятно и непереводимо, потому что включает в себя два наших противоположных понятия, для европейского языка совершенно несоединимых, именно: свободу воли и предопределение. Закон Кармы рассматривает жизнь как взаимодействие предопределения и свободы воли, в каждый данный момент влияющих вместе. Для европейского ума это непонятно. Одно как бы исключает другое. Для древнеиндийской философии одно дополняет другое. Одно не могло существовать без другого. Где свобода, там отсутствие свободы; где жизнь, там смерть; где бытие, там небытие. И другое непереводимое слово означало бы бытие, соединено с Небытием. Тепло и холод, как ощущения − это разные явления; как физические явления − разные степени одного и того же температуры − слово, соединяющее в себе тезу и антитезу.
_______
"Как огонь, хотя сам по себе единый, становится разным, смотря по тому, что сжигает, так Я внутри всех вещей становится различным, смотря по тому, во что оно входит". (Упанишад[ы].)
_______
Давно известно, что мир − Наше представление о нем. Так вот, представления о мире могут быть разные, настолько разные, что если их сравнить, то сами представляющие и воспринимающие не поверят, что это один и тот же мир. Только установив путем отвлеченного рассуждения, что мир един и что никакого другого мира быть не может, мы можем начать сравнивать представления о мире и из их разницы можем вывести заключения о разнице воспринимающих аппаратов или психик. Психика не есть что-либо абсолютное. Абсолютно и неопределимо сознание. Но психика, несомненно, может меняться. Мы знаем в жизни, как трудно понимать друг друга людям, смотрящим на мир с разных точек зрения, под разными углами, или людям, находящимся во власти разных эмоций. Знаем мы давно известный логический пример, что мы совершенно не могли бы понимать друг друга с человеком более быстрого или более медленного темпа восприятия. Для сознания более быстрого темпа, солнце пробегало бы по небу, день сменялся [бы] ночью с головокружительной быстротой; человеческие жизни мелькали бы перед ним,
--------------------------
Имя наборщика: Сантана
Дата начала набора: 18.02.2019
Дата окончания набора: 19.02.2019
Имя редактора: Вячеслав
Дата начала редактирования: 26.12.2019
Дата окончания редактирования: 26.12.2019
-
- Администратор
- Сообщения: 40195
- Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24
Re: Тетрадь № 63 (1934 - 1940) [152]
Разворот 19.
--------------------------
как тени, наша жизнь казалась бы ему пестрым калейдоскопом, войти в темп и в систему которого он был бы не в состоянии. Сознание более медленного темпа никогда не могло бы вылезти из одного дня. Если бы мы задавали ему вопрос, то проходили бы часы, пока оно нас услышало бы, собралось ответить и ответило бы. Оно видело бы то, что для нас давно прошло. Вдруг начало бы смеяться вчерашней шутке, только теперь дошедшей до него, разговаривали бы с давно ушедшими людьми и т.д.
Всё это мы знаем, но не хотим реализовать, что возможность нашего общения друг с другом создана одинаковым темпом восприятий, известной синхроничностью психических аппаратов. Изменить только темп восприятий и сознания, не исчезая, должны потерять друг друга.
Сознание без психики или без нашей психики, вне условий времени и пространства, вне отдельности и вне дуализма, т.е. сознание, у которого изменен не только темп, но и все формы восприятий, должно воспринимать мир настолько отлично от нас, что, весьма вероятно, у нас не будет с ним никаких точек соприкосновения, если только оно, как более богатое возможностями, не сумеет найти этих точек. Но, для того чтобы оно сумело, нужно, чтобы оно захотело, а для этого нужно, во-первых, чтобы оно имело желания, а во-вторых, чтобы оно знало о нашем существовании, о наших маленьких отдельных сознаниях и чтобы оно могло искусственно спуститься на уровень нашего понимания и могло выделить нас из различных целых, в которые мы входим. А для этого оно должно быть бесконечно выше нас. Если оно равно нам, но только в других условиях, то оно никогда не приблизится к нам, так же как и мы к нему. Мы для него не будем существовать, так же как оно для нас. И если оно начнёт нас представлять себе, то будет представлять аналогичными себе, так же как и мы, если представляем возможность сохранения сознания после смерти, то представляем его себе таким же, как и до смерти − аналогичным нашему.
Материя и сила − одно и то же, вернее, различные проявления одного и того же, и одно должно переходить в другое.
Материя − только сгущенная энергия; степень сгущенности может быть различной. Материя не может существовать без движения и движение − без материи.
Для нашего восприятия и для нашей мысли материя без движения и движение без материи существовать не могут.
Мысль создаёт и материю, и силу.
И материя, и сила − комбинация представлений, комбинация ощущений, комбинация эмоций.
Выражение "астральная материя" нужно понимать не как материю, а как материю, иначе воспринимаемую.
Вся материя всегда находится в астральном состоянии, но мы воспринимаем ее в физическом состоянии.
Материя в астральном состоянии, или астральная материя, по теориям оккультистов, подчинена действию психической энергии, т.е. силе мысли, силе чувства и силе воли, так же как материя в физическом состоянии, или физическая материя, подчинена действию физической энергии или силе движения.
_______
Напряжение энергии есть перенос индифферентной стихии в явление активных вибраций. (М[ир] Огн[енный] I.)
Огонь Любви самый совершенный. (Мир Огн. I. 272)
Всякий огонь магнетичен, потому нужно так избегать магнетизм чёрного огня.
--------------------------
Имя наборщика: Elena
Дата начала набора: 17.02.2019
Дата окончания набора: 19.02.2019
Имя редактора: Вячеслав
Дата начала редактирования: 26.12.2019
Дата окончания редактирования: 26.12.2019
--------------------------
как тени, наша жизнь казалась бы ему пестрым калейдоскопом, войти в темп и в систему которого он был бы не в состоянии. Сознание более медленного темпа никогда не могло бы вылезти из одного дня. Если бы мы задавали ему вопрос, то проходили бы часы, пока оно нас услышало бы, собралось ответить и ответило бы. Оно видело бы то, что для нас давно прошло. Вдруг начало бы смеяться вчерашней шутке, только теперь дошедшей до него, разговаривали бы с давно ушедшими людьми и т.д.
Всё это мы знаем, но не хотим реализовать, что возможность нашего общения друг с другом создана одинаковым темпом восприятий, известной синхроничностью психических аппаратов. Изменить только темп восприятий и сознания, не исчезая, должны потерять друг друга.
Сознание без психики или без нашей психики, вне условий времени и пространства, вне отдельности и вне дуализма, т.е. сознание, у которого изменен не только темп, но и все формы восприятий, должно воспринимать мир настолько отлично от нас, что, весьма вероятно, у нас не будет с ним никаких точек соприкосновения, если только оно, как более богатое возможностями, не сумеет найти этих точек. Но, для того чтобы оно сумело, нужно, чтобы оно захотело, а для этого нужно, во-первых, чтобы оно имело желания, а во-вторых, чтобы оно знало о нашем существовании, о наших маленьких отдельных сознаниях и чтобы оно могло искусственно спуститься на уровень нашего понимания и могло выделить нас из различных целых, в которые мы входим. А для этого оно должно быть бесконечно выше нас. Если оно равно нам, но только в других условиях, то оно никогда не приблизится к нам, так же как и мы к нему. Мы для него не будем существовать, так же как оно для нас. И если оно начнёт нас представлять себе, то будет представлять аналогичными себе, так же как и мы, если представляем возможность сохранения сознания после смерти, то представляем его себе таким же, как и до смерти − аналогичным нашему.
Материя и сила − одно и то же, вернее, различные проявления одного и того же, и одно должно переходить в другое.
Материя − только сгущенная энергия; степень сгущенности может быть различной. Материя не может существовать без движения и движение − без материи.
Для нашего восприятия и для нашей мысли материя без движения и движение без материи существовать не могут.
Мысль создаёт и материю, и силу.
И материя, и сила − комбинация представлений, комбинация ощущений, комбинация эмоций.
Выражение "астральная материя" нужно понимать не как материю, а как материю, иначе воспринимаемую.
Вся материя всегда находится в астральном состоянии, но мы воспринимаем ее в физическом состоянии.
Материя в астральном состоянии, или астральная материя, по теориям оккультистов, подчинена действию психической энергии, т.е. силе мысли, силе чувства и силе воли, так же как материя в физическом состоянии, или физическая материя, подчинена действию физической энергии или силе движения.
_______
Напряжение энергии есть перенос индифферентной стихии в явление активных вибраций. (М[ир] Огн[енный] I.)
Огонь Любви самый совершенный. (Мир Огн. I. 272)
Всякий огонь магнетичен, потому нужно так избегать магнетизм чёрного огня.
--------------------------
Имя наборщика: Elena
Дата начала набора: 17.02.2019
Дата окончания набора: 19.02.2019
Имя редактора: Вячеслав
Дата начала редактирования: 26.12.2019
Дата окончания редактирования: 26.12.2019
-
- Администратор
- Сообщения: 40195
- Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24
Re: Тетрадь № 63 (1934 - 1940) [152]
Разворот 20.
--------------------------
Если искать причины самоубийств, то их нужно искать в том обесценении всего на свете, которое является следствием растущего материализма. Все на одной плоскости и все однообразно и скучно. Верхушки позитивного знания можно охватить очень быстро, а детали неинтересны, раз заранее известны все возможные результаты. И материалистическое миросозерцание людей строится с глубокой червоточиной внутри.
Тоска от неправильного представления жизни, от неправильного мышления.
Материализм − это не система, это упрощенное дефективное мышление о вещах по их внешним призракам. Это лень, или бессилие мысли, отказ от трудных задач. Материализм − это миросозерцание животного. У животного материалистическое отношение к миру естественно и понятно. Животное не может мыслить, для него нет отвлеченных понятий. Попробуйте войти во внутренний мир собаки. Такого искреннего и убежденного материалиста, как собака, вы среди людей никогда не встретите. Но даже у собаки ее отношения к людям − симпатия, преданность, готовность даже пожертвовать собою − начинает колебать материалистическую систему. Но все-таки, довольно высоко развиваясь эмоционально в своем умственном мире, собака остается материалистом. Представьте себе, каким абсурдом показалось бы собаке, если ей рассказать о них. Собака − полный и цельный материалист. Никаких отвлеченных идей, никаких фантазий поэтов. Факты, факты, факты! Трезвые, реальные факты всегда с определенным запахом. Если бы собака могла передать нам в виде афоризмов некоторые положения своего миропонимания, она сказала бы что-нибудь вроде следующего: "Без запахов фактов не существует. Я пахну, значит, я существую". Вот это значит видеть одно лицо в существовании.
_______
"Вот чахоточные душой, − говорит Заратустра, − едва родились они, как уже начинают умирать и жаждут учений усталости и отречения. Но встречается ли им больной или старик, или труп, и тотчас они говорят: "Жизнь опровергнута". Но только они сами опровергнуты и их глаза, видящие одно лицо в существовании".
Ницше понял настоящую причину учений усталости и отречения.
_______
Человек уже вышел из рамок животной жизни. Примитивный, наивный материализм животного его удовлетворить не может. Он должен найти какое-то другое понимание мира. И если он все-таки из упрямства или косности, из лени мысли будет стоять на материалистическом понимании всего окружающего и самого себя, т.е. будет видеть только одно лицо в существовании,
--------------------------
Имя наборщика: Сантана
Дата начала набора: 19.02.2019
Дата окончания набора: 21.02.2019
Имя редактора: Вячеслав
Дата начала редактирования: 26.12.2019
Дата окончания редактирования: 26.12.2019
--------------------------
Если искать причины самоубийств, то их нужно искать в том обесценении всего на свете, которое является следствием растущего материализма. Все на одной плоскости и все однообразно и скучно. Верхушки позитивного знания можно охватить очень быстро, а детали неинтересны, раз заранее известны все возможные результаты. И материалистическое миросозерцание людей строится с глубокой червоточиной внутри.
Тоска от неправильного представления жизни, от неправильного мышления.
Материализм − это не система, это упрощенное дефективное мышление о вещах по их внешним призракам. Это лень, или бессилие мысли, отказ от трудных задач. Материализм − это миросозерцание животного. У животного материалистическое отношение к миру естественно и понятно. Животное не может мыслить, для него нет отвлеченных понятий. Попробуйте войти во внутренний мир собаки. Такого искреннего и убежденного материалиста, как собака, вы среди людей никогда не встретите. Но даже у собаки ее отношения к людям − симпатия, преданность, готовность даже пожертвовать собою − начинает колебать материалистическую систему. Но все-таки, довольно высоко развиваясь эмоционально в своем умственном мире, собака остается материалистом. Представьте себе, каким абсурдом показалось бы собаке, если ей рассказать о них. Собака − полный и цельный материалист. Никаких отвлеченных идей, никаких фантазий поэтов. Факты, факты, факты! Трезвые, реальные факты всегда с определенным запахом. Если бы собака могла передать нам в виде афоризмов некоторые положения своего миропонимания, она сказала бы что-нибудь вроде следующего: "Без запахов фактов не существует. Я пахну, значит, я существую". Вот это значит видеть одно лицо в существовании.
_______
"Вот чахоточные душой, − говорит Заратустра, − едва родились они, как уже начинают умирать и жаждут учений усталости и отречения. Но встречается ли им больной или старик, или труп, и тотчас они говорят: "Жизнь опровергнута". Но только они сами опровергнуты и их глаза, видящие одно лицо в существовании".
Ницше понял настоящую причину учений усталости и отречения.
_______
Человек уже вышел из рамок животной жизни. Примитивный, наивный материализм животного его удовлетворить не может. Он должен найти какое-то другое понимание мира. И если он все-таки из упрямства или косности, из лени мысли будет стоять на материалистическом понимании всего окружающего и самого себя, т.е. будет видеть только одно лицо в существовании,
--------------------------
Имя наборщика: Сантана
Дата начала набора: 19.02.2019
Дата окончания набора: 21.02.2019
Имя редактора: Вячеслав
Дата начала редактирования: 26.12.2019
Дата окончания редактирования: 26.12.2019
-
- Администратор
- Сообщения: 40195
- Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24
Re: Тетрадь № 63 (1934 - 1940) [152]
Разворот 21.
--------------------------
то он непременно придёт к учениям смерти. Человек не может быть животным, даже если бы он хотел. И поэтому он не может быть строгим и последовательным материалистом.
_______
Материализм можно определить как искание абсолютного в позитивизме, т.е. как известное суеверие позитивизма.
Истинный позитивизм не претендует ни на какие абсолютные знания − в нём всё условно. Позитивизм не может считаться абсолютным и всеобъемлющим.
Принцип относительности в широком смысле должен быть альфой и омегой позитивного рассуждения. Правильное и полное применение этого принципа выводит науку из тупиков материализма.
Дальше "принцип относительности" должен сказать своё последнее слово и, признав относительным последний абсолют позитивного знания − человеческий интеллект, этим самым он должен признать возможность изме[не]ния и расширения самого интеллекта, т.е. возможность других форм сознания, не связанных условиями пространства и времени, для которых мир будет иным.
Наука стоит на рубеже двух миров. С одной стороны, перед нею раскрываются необъятные горизонты идеализма, а с другой − кажущаяся реальность объективного мира не дает ей возможности сделать последний шаг и признать условность позитивного знания перед лицом абсолютного и бесконечного, уже открывающегося для математика. Наука подошла к порогу расширенного миропонимания. Объективный мир постепенно потерял все свои признаки, один за другим, отнимавшиеся у него и признававшиеся формами восприятия, т.е. субъективными, внутренними психическими чертами, налагаемыми нами на внешний мир и не принадлежащими ему. Если главный признак объективного мира − время − не есть условие бытия Вселенной, а только условие человеческого ума, то это должно менять все наше представление о себе и Вселенной. Наука не договаривает, говоря о времени. Она уже пришла к идее Вселенной, для которой нет прошлого и будущего, к идее Вселенной, которая есть вечное настоящее. И она должна сделать конечные выводы из этой идеи и признать, что движение по времени есть иллюзия, что прошлое и будущее [не] существуют, что мы читаем написанную книгу, которая лежит в нас самих, и только воображаем, что она пишется на наших глазах и вне нас.
Вечное настоящее современного естествознания есть вечное теперь древн[ей] инд[ийской] философии и мистиков всех времен и народов.
Успехи естествознания привели человека к дверям идеализма и мистики, к дверям внутреннего круга.
_______
Материализм бесконечно принижает человека и опускает
--------------------------
Имя наборщика: Viktoria
Дата начала набора: 19.02.2019
Дата окончания набора: 24.02.2019
Имя редактора: Вячеслав
Дата начала редактирования: 26.12.2019
Дата окончания редактирования: 26.12.2019
--------------------------
то он непременно придёт к учениям смерти. Человек не может быть животным, даже если бы он хотел. И поэтому он не может быть строгим и последовательным материалистом.
_______
Материализм можно определить как искание абсолютного в позитивизме, т.е. как известное суеверие позитивизма.
Истинный позитивизм не претендует ни на какие абсолютные знания − в нём всё условно. Позитивизм не может считаться абсолютным и всеобъемлющим.
Принцип относительности в широком смысле должен быть альфой и омегой позитивного рассуждения. Правильное и полное применение этого принципа выводит науку из тупиков материализма.
Дальше "принцип относительности" должен сказать своё последнее слово и, признав относительным последний абсолют позитивного знания − человеческий интеллект, этим самым он должен признать возможность изме[не]ния и расширения самого интеллекта, т.е. возможность других форм сознания, не связанных условиями пространства и времени, для которых мир будет иным.
Наука стоит на рубеже двух миров. С одной стороны, перед нею раскрываются необъятные горизонты идеализма, а с другой − кажущаяся реальность объективного мира не дает ей возможности сделать последний шаг и признать условность позитивного знания перед лицом абсолютного и бесконечного, уже открывающегося для математика. Наука подошла к порогу расширенного миропонимания. Объективный мир постепенно потерял все свои признаки, один за другим, отнимавшиеся у него и признававшиеся формами восприятия, т.е. субъективными, внутренними психическими чертами, налагаемыми нами на внешний мир и не принадлежащими ему. Если главный признак объективного мира − время − не есть условие бытия Вселенной, а только условие человеческого ума, то это должно менять все наше представление о себе и Вселенной. Наука не договаривает, говоря о времени. Она уже пришла к идее Вселенной, для которой нет прошлого и будущего, к идее Вселенной, которая есть вечное настоящее. И она должна сделать конечные выводы из этой идеи и признать, что движение по времени есть иллюзия, что прошлое и будущее [не] существуют, что мы читаем написанную книгу, которая лежит в нас самих, и только воображаем, что она пишется на наших глазах и вне нас.
Вечное настоящее современного естествознания есть вечное теперь древн[ей] инд[ийской] философии и мистиков всех времен и народов.
Успехи естествознания привели человека к дверям идеализма и мистики, к дверям внутреннего круга.
_______
Материализм бесконечно принижает человека и опускает
--------------------------
Имя наборщика: Viktoria
Дата начала набора: 19.02.2019
Дата окончания набора: 24.02.2019
Имя редактора: Вячеслав
Дата начала редактирования: 26.12.2019
Дата окончания редактирования: 26.12.2019
-
- Администратор
- Сообщения: 40195
- Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24
Re: Тетрадь № 63 (1934 - 1940) [152]
Разворот 22.
--------------------------
его на такой уровень, с какого, казалось бы, он давно уже вышел. Сама идея о возможности узнать все звучит наивно до чрезвычайности. [зачеркнуто − "Так могут думать дети, дикари". Но материализм бесконечно принижает человека и спускает его на уровень живого автомата].
В действительности возможность познания бесконечна. Но материализм исказил в умах людей даже идею бесконечности. Именно бесконечность и есть, прежде всего, бесконечная возможность нового познания.
Мир имеет бесконечное количество значений и аспектов, которые вечно сливаются, меняются и переходят. Ничто не стоит, всё движется, всё растет, всё раскрывается.
_______
Слова Мейстера Экхарда*, мистика XIII столетия: "Некоторые люди хотят видеть Бога глазами, как они видят корову".
"Заратустра".
"Я угадываю вас, мои ученики, вы стремитесь, подобно мне, к дарящей добродетели. Что общего у нас с кошками и волками? Ваша жажда в том, чтобы самим стать жертвою и даянием, потому вы и жаждете собрать все богатства в своей душе.
Ненасытно стремится ваша душа к сокровищам и всему драгоценному, потому что ненасытно ваше желание дарить.
И вы заставляете все вещи приближаться к вам и войти в вас, чтобы обратно текли они из вас, как дары вашей любви.
Скажите мне, мои братья, что считается у вас самым худшим, не есть ли это вырождение? И нет ли вырождения везде, где нет дарящей души? Вверх идёт наш путь, от рода к другому, более высокому роду. Но ужасом является для нас вырождающееся чувство, которое говорит: "всё для меня". (Ницше "Так говорил Заратустра")
"Назначение человека в том, чтобы обогащать себя всем, что он может приобрести для того, чтобы после, подобно Богу, иметь славу и радость раздавать свои богатства". (Заратустра)
"Мудрость утомляет, ничто не вознаграждается, ты не должен желать!" − эту новую скрижаль нашёл я вывешенной даже на открытых площадях.
Разбейте, о мои братья, разбейте и эту новую скрижаль! − Утомлённые миром повесили её, о, проповедники смерти и тюремщики, потому что это проповедь, призывающая к рабству".
"Они дурно учились и далеко не лучшему, и всему слишком рано, и всему слишком скоро; они плохо ели, и потому у них испорчен желудок.
Испорченный желудок есть их дух, он советует смерть!"
_______
"Для чистого все чисто, − говорит Заратустра, − но для свиньи весь мир превращается в свинью".
Примечание редактора
*Майстер Экхарт (нем. Meister Eckhart, традиц. русское написание Мейстер Экхарт), то есть учитель Экхарт, известный также как Иоганн Экхарт (Johannes Eckhart) и Экхарт из Хоххайма или Хоххаймский (Eckhart von Hochheim; ок. 1260; Хохгайм (Тюрингия) — ок. 1328; Авиньон) — средневековый немецкий теолог и философ, один из крупнейших христианских мистиков, учивший о присутствии Бога во всём существующем. См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Майстер_Экхарт
--------------------------
Имя наборщика: Elena
Дата начала набора: 20.02.2019
Дата окончания набора: 24.02.2019
Имя редактора: Вячеслав
Дата начала редактирования: 26.12.2019
Дата окончания редактирования: 26.12.2019
--------------------------
его на такой уровень, с какого, казалось бы, он давно уже вышел. Сама идея о возможности узнать все звучит наивно до чрезвычайности. [зачеркнуто − "Так могут думать дети, дикари". Но материализм бесконечно принижает человека и спускает его на уровень живого автомата].
В действительности возможность познания бесконечна. Но материализм исказил в умах людей даже идею бесконечности. Именно бесконечность и есть, прежде всего, бесконечная возможность нового познания.
Мир имеет бесконечное количество значений и аспектов, которые вечно сливаются, меняются и переходят. Ничто не стоит, всё движется, всё растет, всё раскрывается.
_______
Слова Мейстера Экхарда*, мистика XIII столетия: "Некоторые люди хотят видеть Бога глазами, как они видят корову".
"Заратустра".
"Я угадываю вас, мои ученики, вы стремитесь, подобно мне, к дарящей добродетели. Что общего у нас с кошками и волками? Ваша жажда в том, чтобы самим стать жертвою и даянием, потому вы и жаждете собрать все богатства в своей душе.
Ненасытно стремится ваша душа к сокровищам и всему драгоценному, потому что ненасытно ваше желание дарить.
И вы заставляете все вещи приближаться к вам и войти в вас, чтобы обратно текли они из вас, как дары вашей любви.
Скажите мне, мои братья, что считается у вас самым худшим, не есть ли это вырождение? И нет ли вырождения везде, где нет дарящей души? Вверх идёт наш путь, от рода к другому, более высокому роду. Но ужасом является для нас вырождающееся чувство, которое говорит: "всё для меня". (Ницше "Так говорил Заратустра")
"Назначение человека в том, чтобы обогащать себя всем, что он может приобрести для того, чтобы после, подобно Богу, иметь славу и радость раздавать свои богатства". (Заратустра)
"Мудрость утомляет, ничто не вознаграждается, ты не должен желать!" − эту новую скрижаль нашёл я вывешенной даже на открытых площадях.
Разбейте, о мои братья, разбейте и эту новую скрижаль! − Утомлённые миром повесили её, о, проповедники смерти и тюремщики, потому что это проповедь, призывающая к рабству".
"Они дурно учились и далеко не лучшему, и всему слишком рано, и всему слишком скоро; они плохо ели, и потому у них испорчен желудок.
Испорченный желудок есть их дух, он советует смерть!"
_______
"Для чистого все чисто, − говорит Заратустра, − но для свиньи весь мир превращается в свинью".
Примечание редактора
*Майстер Экхарт (нем. Meister Eckhart, традиц. русское написание Мейстер Экхарт), то есть учитель Экхарт, известный также как Иоганн Экхарт (Johannes Eckhart) и Экхарт из Хоххайма или Хоххаймский (Eckhart von Hochheim; ок. 1260; Хохгайм (Тюрингия) — ок. 1328; Авиньон) — средневековый немецкий теолог и философ, один из крупнейших христианских мистиков, учивший о присутствии Бога во всём существующем. См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Майстер_Экхарт
--------------------------
Имя наборщика: Elena
Дата начала набора: 20.02.2019
Дата окончания набора: 24.02.2019
Имя редактора: Вячеслав
Дата начала редактирования: 26.12.2019
Дата окончания редактирования: 26.12.2019
-
- Администратор
- Сообщения: 40195
- Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24
Re: Тетрадь № 63 (1934 - 1940) [152]
Разворот 23.
--------------------------
"Скука − дьявольская магия" − она больше всего на свете внутренне ослабляет человека, лишает его внутреннего "упора", упругости, силы сопротивления. (Бердяев)
Безнаказанно жить одним внутренним миром могут только люди очень высокой внутренней культуры. Более простым людям нужна работа, занимающая время, и физический труд в этом случае − самое лучшее, что может быть.
_______
Ничего нельзя представить себе более скучного и мещански ограниченного, чем теория будущего без идеи сверхчеловека.
Исторический процесс следует рассматривать как путь к сверхчеловеку. (Успенский "Сверхчеловек")
Отречение от идеи сверхчеловека есть отречение от идеи эволюции.
_______
Наши общественные теории рисуют себе идеальный строй, идеальные учреждения, но идеальные для современного человека, и, проникаясь этими теориями, люди стремятся создать наилучшие условия для жизни человека, не понимая того, что нужно создавать условия для эволюции человека. (Успенский "Сверхчеловек")
Условия обществ[енные] и политическ[ие] оцениваются с точки зрения настоящего, а не с точки зрения будущего. И при этом все внимание обращено исключительно на внешнее, внутреннее считается только продуктом внешнего. Сторонники материалистического понимания истории совершенно не хотят знать, что тот или иной общественный и политический строй является только отражением внутреннего строя людей данной эпохи, данного периода их страны.
Человек это переходная форма, которую никак нельзя брать без отношения ее к низшей предшествующей и к высшей последующей. (Успенский)
Развитие внутреннего Мира, эволюция сознания − это абсолютная ценность, развивающаяся в известном нам мире только в человеке, и не могущая развиваться помимо него. Эволюция сознания, внутренний рост человека и есть восхождение к "настоящему человеку", сверхчеловеку.
_______
Нравственный уровень человека подобен барометру: то повышается, то понижается; и в этих колебаниях всего опаснее те пертурбации, которые вносятся не идеями, а инстинктами, страстями и низшим психизмом. Необходимо удвоить науку и возвысить воспитание в те роковые, но неизбежные периоды, когда нравственный барометр понижается. Воспитанию и науке Пирогов придает величайшее значение и выдвигает особенно ярко задачу личного усовершенствования. Пирогов называет это исканием внутренней правды. Вопрос этот имеет огромное значение, потому что им предрешается будущность программы жизненной борьбы,
--------------------------
Имя наборщика: Сантана
Дата начала набора: 21.02.2019
Дата окончания набора: 22.02.2019
Имя редактора: Вячеслав
Дата начала редактирования: 26.12.2019
Дата окончания редактирования: 26.12.2019
--------------------------
"Скука − дьявольская магия" − она больше всего на свете внутренне ослабляет человека, лишает его внутреннего "упора", упругости, силы сопротивления. (Бердяев)
Безнаказанно жить одним внутренним миром могут только люди очень высокой внутренней культуры. Более простым людям нужна работа, занимающая время, и физический труд в этом случае − самое лучшее, что может быть.
_______
Ничего нельзя представить себе более скучного и мещански ограниченного, чем теория будущего без идеи сверхчеловека.
Исторический процесс следует рассматривать как путь к сверхчеловеку. (Успенский "Сверхчеловек")
Отречение от идеи сверхчеловека есть отречение от идеи эволюции.
_______
Наши общественные теории рисуют себе идеальный строй, идеальные учреждения, но идеальные для современного человека, и, проникаясь этими теориями, люди стремятся создать наилучшие условия для жизни человека, не понимая того, что нужно создавать условия для эволюции человека. (Успенский "Сверхчеловек")
Условия обществ[енные] и политическ[ие] оцениваются с точки зрения настоящего, а не с точки зрения будущего. И при этом все внимание обращено исключительно на внешнее, внутреннее считается только продуктом внешнего. Сторонники материалистического понимания истории совершенно не хотят знать, что тот или иной общественный и политический строй является только отражением внутреннего строя людей данной эпохи, данного периода их страны.
Человек это переходная форма, которую никак нельзя брать без отношения ее к низшей предшествующей и к высшей последующей. (Успенский)
Развитие внутреннего Мира, эволюция сознания − это абсолютная ценность, развивающаяся в известном нам мире только в человеке, и не могущая развиваться помимо него. Эволюция сознания, внутренний рост человека и есть восхождение к "настоящему человеку", сверхчеловеку.
_______
Нравственный уровень человека подобен барометру: то повышается, то понижается; и в этих колебаниях всего опаснее те пертурбации, которые вносятся не идеями, а инстинктами, страстями и низшим психизмом. Необходимо удвоить науку и возвысить воспитание в те роковые, но неизбежные периоды, когда нравственный барометр понижается. Воспитанию и науке Пирогов придает величайшее значение и выдвигает особенно ярко задачу личного усовершенствования. Пирогов называет это исканием внутренней правды. Вопрос этот имеет огромное значение, потому что им предрешается будущность программы жизненной борьбы,
--------------------------
Имя наборщика: Сантана
Дата начала набора: 21.02.2019
Дата окончания набора: 22.02.2019
Имя редактора: Вячеслав
Дата начала редактирования: 26.12.2019
Дата окончания редактирования: 26.12.2019
-
- Администратор
- Сообщения: 40195
- Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24
Re: Тетрадь № 63 (1934 - 1940) [152]
Разворот 24.
--------------------------
а эта борьба в наши дни усилилась и расширилась. К ней необходимо подготовиться. Мы ведем теперь борьбу и политическую, и национальную, и классовую, и борьбу полов, и семейную, и, наконец, школьно-товарищескую.
Борьбу Пирогов признает необходимой, без борьбы человек обращается в ничтожество и произвол. Но о какой борьбе говорит Пирогов, трактуя о воспитании? Здесь Пирогов разумеет и саму личность борца, и внешние препятствия, ограничивающие личность. Для борьбы с самим собою необходимо иметь убеждения и стоять за них горой перед самим собою.
Кто выработал в себе внутреннюю правду при посредстве самоуглубления и лютой борьбы с самим собою, тот стоит на верной дороге личного, нравственного совершенствования. Не уважая чужую личность, вы еще не научились уважать вашу собственную. Вы еще находитесь в низших классах нравственного усовершенствования.
Если вы пытаетесь начать борьбу и не умеете вести ее без вражды с кем боретесь, не умеете беспристрастно любить того, не умеете достаточно оценить вашего врага, то это значит, что вы еще не готовы к борьбе. Вам предварительно необходимо научиться жертвовать собою. Только при этом условии Вы поведете борьбу так, как надлежит ее вести честному и разумному человеку, т.е. с умением, терпением и уважением противника, не прибегая ни к злобе, ни к мщению, ни к дрянным приемам борьбы. Но если вы еще не научились [ни] самообладанию, ни самопожертвованию, если вы хотите вести борьбу с раздражением и враждой, вы не достигните успеха в вашей борьбе и в самом лучшем для вас случае добьетесь фикции: обезоружения вашего противника, уничтожите его, но нимало не поколеблете его идей и убеждений, на борьбу с которыми вы вступили, и эти идеи даже приобретут еще больший потенциал благодаря вашим нападкам.
_______
Необходимо всем нашим существом и всеми фибрами нашей души поддерживать добро и бороться со злом, бороться как с тем злом, которое живет вне нас, так и с тем, которое гнездится в нас самих. Зло всегда зло, независимо от локализации. "Будем помнить, − говорит Пирогов, − что это грозная борьба, которую суждено вести человеческому духу за дорогое ему стремление к истине и совершенству".
В человеческой натуре гнездится грубая, стихийная сила, подвластная только науке и гению, но готовая возмутиться, как только она выходит из-под влияния этой власти.
Против всякого психического зла, против органического
--------------------------
Имя наборщика: Сантана
Дата начала набора: 23.02.2019
Дата окончания набора: 26.02.2019
Имя редактора: Вячеслав
Дата начала редактирования: 26.12.2019
Дата окончания редактирования: 26.12.2019
--------------------------
а эта борьба в наши дни усилилась и расширилась. К ней необходимо подготовиться. Мы ведем теперь борьбу и политическую, и национальную, и классовую, и борьбу полов, и семейную, и, наконец, школьно-товарищескую.
Борьбу Пирогов признает необходимой, без борьбы человек обращается в ничтожество и произвол. Но о какой борьбе говорит Пирогов, трактуя о воспитании? Здесь Пирогов разумеет и саму личность борца, и внешние препятствия, ограничивающие личность. Для борьбы с самим собою необходимо иметь убеждения и стоять за них горой перед самим собою.
Кто выработал в себе внутреннюю правду при посредстве самоуглубления и лютой борьбы с самим собою, тот стоит на верной дороге личного, нравственного совершенствования. Не уважая чужую личность, вы еще не научились уважать вашу собственную. Вы еще находитесь в низших классах нравственного усовершенствования.
Если вы пытаетесь начать борьбу и не умеете вести ее без вражды с кем боретесь, не умеете беспристрастно любить того, не умеете достаточно оценить вашего врага, то это значит, что вы еще не готовы к борьбе. Вам предварительно необходимо научиться жертвовать собою. Только при этом условии Вы поведете борьбу так, как надлежит ее вести честному и разумному человеку, т.е. с умением, терпением и уважением противника, не прибегая ни к злобе, ни к мщению, ни к дрянным приемам борьбы. Но если вы еще не научились [ни] самообладанию, ни самопожертвованию, если вы хотите вести борьбу с раздражением и враждой, вы не достигните успеха в вашей борьбе и в самом лучшем для вас случае добьетесь фикции: обезоружения вашего противника, уничтожите его, но нимало не поколеблете его идей и убеждений, на борьбу с которыми вы вступили, и эти идеи даже приобретут еще больший потенциал благодаря вашим нападкам.
_______
Необходимо всем нашим существом и всеми фибрами нашей души поддерживать добро и бороться со злом, бороться как с тем злом, которое живет вне нас, так и с тем, которое гнездится в нас самих. Зло всегда зло, независимо от локализации. "Будем помнить, − говорит Пирогов, − что это грозная борьба, которую суждено вести человеческому духу за дорогое ему стремление к истине и совершенству".
В человеческой натуре гнездится грубая, стихийная сила, подвластная только науке и гению, но готовая возмутиться, как только она выходит из-под влияния этой власти.
Против всякого психического зла, против органического
--------------------------
Имя наборщика: Сантана
Дата начала набора: 23.02.2019
Дата окончания набора: 26.02.2019
Имя редактора: Вячеслав
Дата начала редактирования: 26.12.2019
Дата окончания редактирования: 26.12.2019
-
- Администратор
- Сообщения: 40195
- Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24
Re: Тетрадь № 63 (1934 - 1940) [152]
Разворот 25.
--------------------------
перевеса инстинктов над разумом Пирогов рекомендует науку и художественные произведения. Эти орудия, этот моральный арсенал Пирогов называет борьбою со злом посредством добра.
Начните с того, чтобы познать себя беспристрастно и по совести с самим собою, со своими достоинствами и недостатками, со своими убеждениями, научитесь относиться к самому себе честно, твёрдо и строго, уважайте сами себя, и тогда вы наполовину готовы к борьбе с другими. Своими великими нравственными принципами и всею своею жизнью Пирогов старался убедить старшие и младшие поколения в том, что чужую личность необходимо уважать.
Воспитанию следует придавать ещё большее значение, нежели образованию.
_______
Нет большего бедствия, чем недовольство своей долей; нет большей ошибки, чем желание выигрыша.( ХLVI,2; Thaoizm; Sacred Books of the East, XXXIX opit XLI,I)*
Да будет речь его правдива, да будет она приятна, и да не произносит он неприятной правды, и да не произносит он приятной лжи − вот вечный закон (Ману IV, 198).
"Цель не в том, чтобы быть без греха, а чтобы быть богоподобным". (Плотин)
Svami Vivekananda − (proached next: instead of heaven; enlightment instead of solution; the realization of the ... Unity; Brahman instead of God; the both of all faiths instead of binding force of any one).
[англ.:Свами Вивекананда − (проповедовал: ... вместо рая; просветление вместо решения; реализацию ... Единства; Брахман вместо Бога; обе веры вместо усиления какой-либо одной из них;]
_______
Earnest among the thoughtless a wave among the slippers.
The wise man advances like a racer leaving behind the hack. (Dhammapada)
[англ.:Серьезный среди легкомысленных, многободрствующий среди спящих, мудрец выделяется, как скакун, опередивший клячу. (Дхаммапада)]
Wake up: became you up!
[англ.:Поднимись: стань собою!]
All that we are is the result of what we save thought.
[англ.: Большее из того, что мы есть,- результат наших мыслей.]
_______
Сверхчеловек − это будущий человек. И в этом виде идея сверхчеловека является замечательным, ярким признаком отношения к будущему. Смотрит человек на будущее с точки зрения идеи сверхчеловека или нет, это меняет весь характер его миросозерцания.
Все теории будущего различаются между собой именно своим отношением к идее сверхчеловека. Это − их основной признак деления. И несчастьем преобладающих общественно-исторических теорий нашего времени, и показателем их бедности является именно то, что часто в них нет идеи сверхчеловека, что они не рассматривают исторический процесс как путь к сверхчеловеку.
Мы плохо понимаем, что именно идея сверхчеловека определяет характер общественных теорий − делает их высокими и яркими или серыми и плоскими; потому что ничего нельзя представить себе более
Примечание редактора
* А.Безант "Древняя мудрость".
--------------------------
Имя наборщика: Viktoria; isemkiv
Дата начала набора: 25.02.2019
Дата окончания набора: 25.02.2019
Имя редактора: Вячеслав
Дата начала редактирования: 26.12.2019
Дата окончания редактирования: 27.12.2019
--------------------------
перевеса инстинктов над разумом Пирогов рекомендует науку и художественные произведения. Эти орудия, этот моральный арсенал Пирогов называет борьбою со злом посредством добра.
Начните с того, чтобы познать себя беспристрастно и по совести с самим собою, со своими достоинствами и недостатками, со своими убеждениями, научитесь относиться к самому себе честно, твёрдо и строго, уважайте сами себя, и тогда вы наполовину готовы к борьбе с другими. Своими великими нравственными принципами и всею своею жизнью Пирогов старался убедить старшие и младшие поколения в том, что чужую личность необходимо уважать.
Воспитанию следует придавать ещё большее значение, нежели образованию.
_______
Нет большего бедствия, чем недовольство своей долей; нет большей ошибки, чем желание выигрыша.( ХLVI,2; Thaoizm; Sacred Books of the East, XXXIX opit XLI,I)*
Да будет речь его правдива, да будет она приятна, и да не произносит он неприятной правды, и да не произносит он приятной лжи − вот вечный закон (Ману IV, 198).
"Цель не в том, чтобы быть без греха, а чтобы быть богоподобным". (Плотин)
Svami Vivekananda − (proached next: instead of heaven; enlightment instead of solution; the realization of the ... Unity; Brahman instead of God; the both of all faiths instead of binding force of any one).
[англ.:Свами Вивекананда − (проповедовал: ... вместо рая; просветление вместо решения; реализацию ... Единства; Брахман вместо Бога; обе веры вместо усиления какой-либо одной из них;]
_______
Earnest among the thoughtless a wave among the slippers.
The wise man advances like a racer leaving behind the hack. (Dhammapada)
[англ.:Серьезный среди легкомысленных, многободрствующий среди спящих, мудрец выделяется, как скакун, опередивший клячу. (Дхаммапада)]
Wake up: became you up!
[англ.:Поднимись: стань собою!]
All that we are is the result of what we save thought.
[англ.: Большее из того, что мы есть,- результат наших мыслей.]
_______
Сверхчеловек − это будущий человек. И в этом виде идея сверхчеловека является замечательным, ярким признаком отношения к будущему. Смотрит человек на будущее с точки зрения идеи сверхчеловека или нет, это меняет весь характер его миросозерцания.
Все теории будущего различаются между собой именно своим отношением к идее сверхчеловека. Это − их основной признак деления. И несчастьем преобладающих общественно-исторических теорий нашего времени, и показателем их бедности является именно то, что часто в них нет идеи сверхчеловека, что они не рассматривают исторический процесс как путь к сверхчеловеку.
Мы плохо понимаем, что именно идея сверхчеловека определяет характер общественных теорий − делает их высокими и яркими или серыми и плоскими; потому что ничего нельзя представить себе более
Примечание редактора
* А.Безант "Древняя мудрость".
--------------------------
Имя наборщика: Viktoria; isemkiv
Дата начала набора: 25.02.2019
Дата окончания набора: 25.02.2019
Имя редактора: Вячеслав
Дата начала редактирования: 26.12.2019
Дата окончания редактирования: 27.12.2019
-
- Администратор
- Сообщения: 40195
- Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24
Re: Тетрадь № 63 (1934 - 1940) [152]
Разворот 26.
--------------------------
скучного и мещански ограниченного, чем теория будущего без идеи сверхчеловека.
Но есть направления мысли, которые и в наше время рассматривают путь человечества именно как медленное и трудное восхождение на новую ступень. И рядом с теориями, так сказать, потерявшими сверхчеловека, существуют системы, целиком основанные на этой идее. Среди них интересное место занимает Теософическая система Блаватской... Идея сверхчеловека особенно интересна здесь по тем этическим принципам, которые из неё выводятся. Моральная сторона занимает преобладающее место в теософических учениях − и это есть мораль сверхчеловека.
Затем большую роль играет идея сверхчеловека во всех параллельных символических системах "герметической философии", во всём "западном оккультизме" и в масонских учениях. Вся "магия" основана на возможности превратить человека в "мага" или в сверхчеловека. Колода карт "Таро", рисуя отношения между Богом и человеком, и вселенной, в то же время рисует путь от человека (безумный) к сверхчеловеку − Маг (в старинных Таро (Le Bateleur).
С этими системами тесно связаны учения различных мистических школ и отдельных мистиков.
Много общего с ними имеет мировоззрение Ницше, у которого тоже большое место занимал "сверхчеловек", очень близкий по идее к "Посвящённому" западного оккультизма.
Вообще, все философские системы, связанные с религиозным пониманием мира (хотя бы вне всякого культа), заключают в себе идею сверхчеловека, являющегося посредником между Богом и человеком (между конечным и бесконечным).
"Говорит Заратустра: "Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно быть преодолено. Что сделали вы, чтобы преодолеть человека? −...
"Что такое обезьяна по отношению к человеку? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека − посмешищем или мучительным позором. ...
Даже мудрейший из вас − это только форма, колеблющаяся "между привидением и деревом"...
Человек − это канат над пропастью. ... Опасно хождение, опасно остаться на пути, опасен взор, обращённый назад, опасны страх и остановка. ...
В человеке важно то, что он мост, а не цель; в человеке можно любить только то, что он переход и уничтожение"...
_______
Все социальные теории стремятся устроить жизнь человека, дать человеку возможное счастья, освободить человека от ненужных страданий, от несправедливости и пр[очее]. Вся их цель в человеке и для человека. Представляя себе будущее, эти теории всё хотят подчинить человеку, совершенно не желая считаться с реальным фактом, что сам человек
--------------------------
Имя наборщика: Viktoria
Дата начала набора:25.02.2019
Дата окончания набора: 28.02.2019
Имя редактора: Вячеслав
Дата начала редактирования: 27.12.2019
Дата окончания редактирования: 27.12.2019
--------------------------
скучного и мещански ограниченного, чем теория будущего без идеи сверхчеловека.
Но есть направления мысли, которые и в наше время рассматривают путь человечества именно как медленное и трудное восхождение на новую ступень. И рядом с теориями, так сказать, потерявшими сверхчеловека, существуют системы, целиком основанные на этой идее. Среди них интересное место занимает Теософическая система Блаватской... Идея сверхчеловека особенно интересна здесь по тем этическим принципам, которые из неё выводятся. Моральная сторона занимает преобладающее место в теософических учениях − и это есть мораль сверхчеловека.
Затем большую роль играет идея сверхчеловека во всех параллельных символических системах "герметической философии", во всём "западном оккультизме" и в масонских учениях. Вся "магия" основана на возможности превратить человека в "мага" или в сверхчеловека. Колода карт "Таро", рисуя отношения между Богом и человеком, и вселенной, в то же время рисует путь от человека (безумный) к сверхчеловеку − Маг (в старинных Таро (Le Bateleur).
С этими системами тесно связаны учения различных мистических школ и отдельных мистиков.
Много общего с ними имеет мировоззрение Ницше, у которого тоже большое место занимал "сверхчеловек", очень близкий по идее к "Посвящённому" западного оккультизма.
Вообще, все философские системы, связанные с религиозным пониманием мира (хотя бы вне всякого культа), заключают в себе идею сверхчеловека, являющегося посредником между Богом и человеком (между конечным и бесконечным).
"Говорит Заратустра: "Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно быть преодолено. Что сделали вы, чтобы преодолеть человека? −...
"Что такое обезьяна по отношению к человеку? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека − посмешищем или мучительным позором. ...
Даже мудрейший из вас − это только форма, колеблющаяся "между привидением и деревом"...
Человек − это канат над пропастью. ... Опасно хождение, опасно остаться на пути, опасен взор, обращённый назад, опасны страх и остановка. ...
В человеке важно то, что он мост, а не цель; в человеке можно любить только то, что он переход и уничтожение"...
_______
Все социальные теории стремятся устроить жизнь человека, дать человеку возможное счастья, освободить человека от ненужных страданий, от несправедливости и пр[очее]. Вся их цель в человеке и для человека. Представляя себе будущее, эти теории всё хотят подчинить человеку, совершенно не желая считаться с реальным фактом, что сам человек
--------------------------
Имя наборщика: Viktoria
Дата начала набора:25.02.2019
Дата окончания набора: 28.02.2019
Имя редактора: Вячеслав
Дата начала редактирования: 27.12.2019
Дата окончания редактирования: 27.12.2019
-
- Администратор
- Сообщения: 40195
- Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24
Re: Тетрадь № 63 (1934 - 1940) [152]
Разворот 27.
--------------------------
должен измениться и непрерывно меняется. И они хотят строить, не имея в виду, что должен прийти новый хозяин, которому может совсем не понравиться всё, что построено и начато...
...И проникаясь этими теориями, люди стремятся создать наилучшие условия для жизни человека, не понимая того, что нужно создавать условия для эволюции человека.
Условия общественные и политические оцениваются с точки зрения настоящего, а не с точки зрения будущего. И при этом всё внимание обращается исключительно на внешнее; внутреннее считается только продуктом внешнего. Сторонники материалистического понимания истории совершенно не хотят знать, что тот или другой общественный и политический строй является только отражением внутреннего строя людей данной эпохи, данного народа, данной страны.
Чувство пространства есть способность представления в формах.
Если Мир есть "Большое Нечто", обладающее сознанием самого себя, то мы − лучи этого сознания, сознающие себя, но не сознающие целого (Успенский).
Во вселенной дано всё; для нее нет прошлого и будущего, она вечное настоящее: ей нет пределов ни в пространстве, ни во времени. Перемены происходят в индивидуальностях и соответствуют их перемещению по мировым путям в четырёхмерном, вечном и беспредельном многообразии. Эти картины в области философской мысли должны произвести переворот больший, чем смещение Коперником земли из центра Вселенной" (Минковский)*
Лучистая материя обладает тяготеющей массой. Среди разнообразных явлений в мире перекрещивающихся лучей из их тяготеющих друг к другу элементов не рождаются ли пылинки, образующие своим скоплением наш материальный мир? (Умов Проф[ессор])
Не есть ли пустота − лаборатория Материи?
Материя, т.е. всё конечное, есть иллюзия в бесконечном мире.
Совершенно неосновательно мнение, будто бы в деле литературы чисто русскую народность должно искать только в сочинениях, которых содержание заимствовано из жизни низших и необразованных классов. Вследствие этого странного мнения, оглашающего "нерусским" все, что есть в России лучшего и образованнейшего, вследствие этого лапотно-сермяжного мнения какой-нибудь грубый фарс с мужиками и бабами есть национальное − русское произведение, а, например, "Горе от ума" есть тоже русское, но только [уже] не национальное произведение. Кто умеет схватывать резкие оттенки только грубой простонародной жизни, не умея схватывать более тонких и сложных оттенков образованной жизни, тот никогда не будет великим поэтом, и тем более национальным.
Примечание редактора
* Герман Минковский (Hermann Minkowski; 1864-1909) — немецкий математик, разработавший геометрическую теорию чисел и геометрическую четырёхмерную модель теории относительности. См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Минковский,_Герман
--------------------------
Имя наборщика: Elena
Дата начала набора: 25.02.2019
Дата окончания набора: 26.02.2019
Имя редактора: Вячеслав
Дата начала редактирования: 27.12.2019
Дата окончания редактирования: 27.12.2019
--------------------------
должен измениться и непрерывно меняется. И они хотят строить, не имея в виду, что должен прийти новый хозяин, которому может совсем не понравиться всё, что построено и начато...
...И проникаясь этими теориями, люди стремятся создать наилучшие условия для жизни человека, не понимая того, что нужно создавать условия для эволюции человека.
Условия общественные и политические оцениваются с точки зрения настоящего, а не с точки зрения будущего. И при этом всё внимание обращается исключительно на внешнее; внутреннее считается только продуктом внешнего. Сторонники материалистического понимания истории совершенно не хотят знать, что тот или другой общественный и политический строй является только отражением внутреннего строя людей данной эпохи, данного народа, данной страны.
Чувство пространства есть способность представления в формах.
Если Мир есть "Большое Нечто", обладающее сознанием самого себя, то мы − лучи этого сознания, сознающие себя, но не сознающие целого (Успенский).
Во вселенной дано всё; для нее нет прошлого и будущего, она вечное настоящее: ей нет пределов ни в пространстве, ни во времени. Перемены происходят в индивидуальностях и соответствуют их перемещению по мировым путям в четырёхмерном, вечном и беспредельном многообразии. Эти картины в области философской мысли должны произвести переворот больший, чем смещение Коперником земли из центра Вселенной" (Минковский)*
Лучистая материя обладает тяготеющей массой. Среди разнообразных явлений в мире перекрещивающихся лучей из их тяготеющих друг к другу элементов не рождаются ли пылинки, образующие своим скоплением наш материальный мир? (Умов Проф[ессор])
Не есть ли пустота − лаборатория Материи?
Материя, т.е. всё конечное, есть иллюзия в бесконечном мире.
Совершенно неосновательно мнение, будто бы в деле литературы чисто русскую народность должно искать только в сочинениях, которых содержание заимствовано из жизни низших и необразованных классов. Вследствие этого странного мнения, оглашающего "нерусским" все, что есть в России лучшего и образованнейшего, вследствие этого лапотно-сермяжного мнения какой-нибудь грубый фарс с мужиками и бабами есть национальное − русское произведение, а, например, "Горе от ума" есть тоже русское, но только [уже] не национальное произведение. Кто умеет схватывать резкие оттенки только грубой простонародной жизни, не умея схватывать более тонких и сложных оттенков образованной жизни, тот никогда не будет великим поэтом, и тем более национальным.
Примечание редактора
* Герман Минковский (Hermann Minkowski; 1864-1909) — немецкий математик, разработавший геометрическую теорию чисел и геометрическую четырёхмерную модель теории относительности. См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Минковский,_Герман
--------------------------
Имя наборщика: Elena
Дата начала набора: 25.02.2019
Дата окончания набора: 26.02.2019
Имя редактора: Вячеслав
Дата начала редактирования: 27.12.2019
Дата окончания редактирования: 27.12.2019