Своё обобщенное понимание относительно данного вопроса - определил для себя лет десять назад, а оформил в виде текста - лет пять как. Это понимание не претендует ни на что, кроме как на попытку понять и оформить представление о истинном положении дел. Оно (понимание) непредвзято, и всегда открыто для конструктивной, аргументированной критики и обсуждения желательно со стороной, стоящей на таких же позициях - непредвзятых и аргументированных. Иначе получается предвзятая критика без основательной аргументации, отбиваться от которой, - не самое любимое занятие.
Приведу основную часть этого текста:
Разбираясь с семеричным строением человека, с семью принципами его — видеть можем отличия в названиях и порядке нумерации принципов в зависимости от источника. Это связано (исключая ошибки) как с наличием множества определительных одного и того же принципа, так и с определенной двойственностью свойств и функций некоторых из них. Тем не менее, из имеющихся в нашем распоряжении источников, в качестве примера, возьмем наиболее известный вариант классификации, который был одним из первых опубликован в труде А. П. Синнетта — «Эзотерический Буддизм». От него и будем отталкиваться ниже в своих размышлениях.
Классификация принципов по Эзотерическому буддизму А. П. Синнетта:
1) Тело —----------------------— Рупа
2) Жизненная сила —--— Прана, или Джива
3) Астральное тело —--— Линга-шарира
4) Животная душа —----— Кама-рупа
5) Человеческая душа — Манас
6) Духовная душа —------— Буддхи
7) Дух —--------------------------— Атма
Здесь, конечно, важна последовательность и очередность принципов, хотя нумерация от причины к следствию (от духа к телу), была бы логичнее. Деление на семь состояний материи, свойственно любому проявленному явлению в космосе, и от наитончайшей степени её исходящей от Духа, она (материя) всё уплотняясь доходит до пределов своего уплотнения в мире физическом. Градация плотности материи также определяет и те Сферы бытия, из материи которых состоят их проявленные формы. Форма физическая, является следствием и результатом уплотнения всех предыдущих стадий материи, и соответственно состоит из всех семи. Форма эфирная (условно Прана) — уже из шести, и т.д. Более тонкая материя, пронизывает более плотную, а не облекает её по типу матрешки.
Теперь далее. Если смотреть на эту классификацию с точки зрения разделения её на Бессмертную и смертную части в человеке, и расположить её в более логичном и удобном для восприятия порядке, то она будет выглядеть следующим образом:
1) Дух —-------------------------— Атма
2) Духовная душа —-----— Буддхи
3) Человеческая душа — Манас
4) Животная душа —----— Кама-рупа
5) Астральное тело —--— Линга-шарира
6) Жизненная сила —--— Прана, или Джива
7) Тело —----------------------— Рупа
Так, верхние три принципа (Атма-Буддхи-Манас) и будут именоваться Бессмертной частью в нас, имеющей разнообразные названия как в Теософских источниках так и в других учениях затрагивающих скрытое строение и свойства человеческого существа и всего проявленного мира. Напомним наиболее известные определительные верхних трех принципов, которые так или иначе но слышал наверное каждый: Высшая Триада, Высшее, Бессмертное, Духовное, Космическое, Истинное Я или Эго человека. Именно это «Я» и является Индивидуальностью в нас, той единой индивидуальностью, что связывает череду воплощающихся личностей (нижние четыре принципа) наших на Земле.
Нижние четыре принципа (Рупа, Прана, Линга-шарира и Кама-рупа) — есть смертная и преходящая часть в семеричном строении человека. Данный состав из четырех нижних, является тем, с чем привык отождествлять себя каждый из нас, а также, соответствующим этому ограниченному восприятию переживанием (психологическим состоянием) души. Это личность, считающая себя мужчиной или женщиной, определенного возраста, с теми или иными особенностями физического тела, с тем или иным социальным положением, той или иной профессией и т.д., и т.п. Только нижней четверке принципов свойственны животные тяготения психики (души) и эгоизм. Они являются антагонистами (противоположностью) Божественной природы человека и его Высшей Триады.
Следует понимать, что между высшей и низшей частями в вышеописанном семеричном составе человека, пролегает весь драматизм пути его духовного развития. И если условно, для наглядности, разделить человека на:
— Высшую часть (Дух)
— Среднюю часть (Душа) — |
— Низшую часть (Тело)
то именно в душе, уме, в нашей психике можно наблюдать борьбу у каждого из нас между тенденциями высшей и тенденциями низшей природы. Душа (сознание и воля на этом среднем, известном всем уровне) выбирает между:
— велениями духовной, божественной природы и альтруистичным намерением;
— и, тяготениями телесной, животной природы и эгоистичным намерением;
т.е. между высшим и низшим в человеческом сознании.
Становится понятно, что душа имеющая перевес в своих качествах соответствующих высшей природе — будет приближаться к духовной реализации и так называемой святости. Душа же имеющая перевес в своих качествах соответствующих низшей природе — рискует сползти в процессе своего регресса на самое дно так называемой греховности, что неминуемо сопряжено с деградацией уровня развития сознания.
Нужно сказать, что все религии мира, целью своею имеют именно достижение душой (сознанием обывателя, личностью) — Духа, т.е. высшей природы, а значит достижение Бессмертия (непрерываемости сознания), Бессмертного Я, Просветления, Освобождения, Изначального Состояния или Ригпа (дзогчен), Природы ума, Природы Будды, Бога, Царствия Небесного, Всевышнего и т.д., что соответствует растворению малого смертного «я» или «эго» в бессмертном «Я» или «Эго» человека, т.е. личного ограниченного сознания в Сознании космическом, Индивидуальном. Также, духовная реализация (достижение преходящим «я» непреходящего «Я», находящегося в первом неосознанно) неповторима, и протекает сугубо индивидуально, имея множество степеней своего проявления, соответствующих сознанию каждого реализующего этот процесс человека и прошлым накоплениям его. Источником сознания для низшей четверки (личности), является Высшая Триада (Индивидуальность) — в личности обывателя ложно отождествленная с тем (четыре принципа), чем в действительности не является. Это ложное отождествление истинного себя с иллюзорной личностью, и есть неведение и омрачение ума в буддизме, или первородный грех у христиан. (Названий, определяющих Высшую и низшую природу в человеке, в различных источниках, также, огромное множество, и не всегда Высшую от низшей в этих текстах отличает - помимо самого определительного - наличие прописной буквы).
Немаловажно знать что весь этот процесс (духовная реализация) — лишь трансформация сознания, так сказать рождение качественно нового состояния из состояния прежнего. Понятно, что это длительный и постепенный процесс, однако может он быть и мгновенным достижением, если на то имеются соответствующие причины заложенные как правило ещё в прошлых жизнях. Человек теряет прежнее восприятие себя, но обретает совершенно иное — истинное. Он освобождается от иллюзий относительно того, кем является на самом деле. Земная жизнь, с её различными судьбами каждого из нас для того и дана, чтобы человек развивал свое сознание и достигал бессмертия, обнаружив и распознав в себе непреходящее «Я», выводящее нас на простор сознательного космического существования, более неограниченного физическим телом на планете Земля.
Прибегая к упомянутому ранее раскладу...
— Высшая часть (Дух)
— Средняя часть (Душа) — |
— Низшая часть (Тело)
необходимо помнить, что душа (сознание, психика и ум обывателя) человека должна раствориться в Духе (сознании просветленного состояния изначальной Природы), если хочет: а) — реализовать истинный смысл земного существования; и б) — коренным образом избавиться от тягот и страданий (в широком их смысле) жизни земной, обусловленных кармой непросветленных (омраченных) поступков, слов, желаний, эмоций и чувств, мыслей и намерений человека. Омраченных, в силу ошибочной координации сознания относительно себя самого, на почве чего и развиваются порочные (животные и эгоистичные) тенденции и склонности ума с самых незапамятных времен становления сознания на физическом плане.
Возвращаясь ещё раз к семеричной классификации...
Дух —-------------------------— Атма
Духовная душа —-----— Буддхи
Человеческая душа — Манас
Животная душа —----— Кама-рупа
Астральное тело —--— Линга-шарира
Жизненная сила —--— Прана, или Джива
Тело —----------------------— Рупа
обратим внимание на принципиальное разделение верхних трех принципов от четырех нижних, имеющих между собой связь на уровне человеческой и животной души, или Манаса и Кама-рупы. Здесь пролегает именно та граница, где человек, в своей душе, уме, в своём сознании, разделяется на бессмертного и смертного, потому часто этим пограничным принципам приписывают двойные названия как то Высший Манас и низший Манас, а также Кама-манас и Кама-рупа.
P.S
Евангелие от Марка:
«Ибо кто хочет душу свою сберечь [Высшее Я, Индивидуальность], тот потеряет ее [низшее я, личность], а кто потеряет душу свою [низшее я, личность] ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее [Высшее Я, Индивидуальность]».
Из Предписаний Ману:
«Среди всех этих праведных деяний, знание себя, как говорят, есть высочайшее; это действительно, самая главная из всех наук, непосредственно ею достигается бессмертие».
К этому можно добавить, что одно из главных положений в Живой Этике - устремление к Иерархии, Иерарху, или утверждение постоянного присутствия, или стабильного предстояния (внутреннего) перед Учителем, перед Владыкой - реализует тот же самый принцип отречения от смертной личности (самости) и обращение (низшего манаса) человека к своей бессмертной Индивидуальности (Высшей Триаде), пусть и в неосознанном процессе сущности этой реализации, на первых этапах её во всяком случае. Здесь я не вижу никаких противоречий.
Также и, любая истинная духовная практика, направленная на духовную реализацию, по сути своей задействует всё то же обращение (как правило опосредованное, реже прямое) состояния личности (смертного я), к состоянию Индивидуальности (Бессмертного Я).