Картина Н.К.Рериха «Тайный путь» (1935-1936).

Богдо Дудаев
Сообщения: 202
Зарегистрирован: 19 авг 2022, 17:36

Re: Картина Н.К.Рериха «Тайный путь» (1935-1936).

Сообщение Богдо Дудаев »

Вернусь к теме.
Своё обобщенное понимание относительно данного вопроса - определил для себя лет десять назад, а оформил в виде текста - лет пять как. Это понимание не претендует ни на что, кроме как на попытку понять и оформить представление о истинном положении дел. Оно (понимание) непредвзято, и всегда открыто для конструктивной, аргументированной критики и обсуждения желательно со стороной, стоящей на таких же позициях - непредвзятых и аргументированных. Иначе получается предвзятая критика без основательной аргументации, отбиваться от которой, - не самое любимое занятие.

Приведу основную часть этого текста:
Разбираясь с семеричным строением человека, с семью принципами его — видеть можем отличия в названиях и порядке нумерации принципов в зависимости от источника. Это связано (исключая ошибки) как с наличием множества определительных одного и того же принципа, так и с определенной двойственностью свойств и функций некоторых из них. Тем не менее, из имеющихся в нашем распоряжении источников, в качестве примера, возьмем наиболее известный вариант классификации, который был одним из первых опубликован в труде А. П. Синнетта — «Эзотерический Буддизм». От него и будем отталкиваться ниже в своих размышлениях.

Классификация принципов по Эзотерическому буддизму А. П. Синнетта:

1) Тело —----------------------— Рупа
2) Жизненная сила —--— Прана, или Джива
3) Астральное тело —--— Линга-шарира
4) Животная душа —----— Кама-рупа
5) Человеческая душа — Манас
6) Духовная душа —------— Буддхи
7) Дух —--------------------------— Атма

Здесь, конечно, важна последовательность и очередность принципов, хотя нумерация от причины к следствию (от духа к телу), была бы логичнее. Деление на семь состояний материи, свойственно любому проявленному явлению в космосе, и от наитончайшей степени её исходящей от Духа, она (материя) всё уплотняясь доходит до пределов своего уплотнения в мире физическом. Градация плотности материи также определяет и те Сферы бытия, из материи которых состоят их проявленные формы. Форма физическая, является следствием и результатом уплотнения всех предыдущих стадий материи, и соответственно состоит из всех семи. Форма эфирная (условно Прана) — уже из шести, и т.д. Более тонкая материя, пронизывает более плотную, а не облекает её по типу матрешки.

Теперь далее. Если смотреть на эту классификацию с точки зрения разделения её на Бессмертную и смертную части в человеке, и расположить её в более логичном и удобном для восприятия порядке, то она будет выглядеть следующим образом:

1) Дух —-------------------------— Атма
2) Духовная душа —-----— Буддхи
3) Человеческая душа — Манас

4) Животная душа —----— Кама-рупа
5) Астральное тело —--— Линга-шарира
6) Жизненная сила —--— Прана, или Джива
7) Тело —----------------------— Рупа

Так, верхние три принципа (Атма-Буддхи-Манас) и будут именоваться Бессмертной частью в нас, имеющей разнообразные названия как в Теософских источниках так и в других учениях затрагивающих скрытое строение и свойства человеческого существа и всего проявленного мира. Напомним наиболее известные определительные верхних трех принципов, которые так или иначе но слышал наверное каждый: Высшая Триада, Высшее, Бессмертное, Духовное, Космическое, Истинное Я или Эго человека. Именно это «Я» и является Индивидуальностью в нас, той единой индивидуальностью, что связывает череду воплощающихся личностей (нижние четыре принципа) наших на Земле.

Нижние четыре принципа (Рупа, Прана, Линга-шарира и Кама-рупа) — есть смертная и преходящая часть в семеричном строении человека. Данный состав из четырех нижних, является тем, с чем привык отождествлять себя каждый из нас, а также, соответствующим этому ограниченному восприятию переживанием (психологическим состоянием) души. Это личность, считающая себя мужчиной или женщиной, определенного возраста, с теми или иными особенностями физического тела, с тем или иным социальным положением, той или иной профессией и т.д., и т.п. Только нижней четверке принципов свойственны животные тяготения психики (души) и эгоизм. Они являются антагонистами (противоположностью) Божественной природы человека и его Высшей Триады.

Следует понимать, что между высшей и низшей частями в вышеописанном семеричном составе человека, пролегает весь драматизм пути его духовного развития. И если условно, для наглядности, разделить человека на:

— Высшую часть (Дух)
— Среднюю часть (Душа) — |
— Низшую часть (Тело)

то именно в душе, уме, в нашей психике можно наблюдать борьбу у каждого из нас между тенденциями высшей и тенденциями низшей природы. Душа (сознание и воля на этом среднем, известном всем уровне) выбирает между:

— велениями духовной, божественной природы и альтруистичным намерением;
— и, тяготениями телесной, животной природы и эгоистичным намерением;

т.е. между высшим и низшим в человеческом сознании.

Становится понятно, что душа имеющая перевес в своих качествах соответствующих высшей природе — будет приближаться к духовной реализации и так называемой святости. Душа же имеющая перевес в своих качествах соответствующих низшей природе — рискует сползти в процессе своего регресса на самое дно так называемой греховности, что неминуемо сопряжено с деградацией уровня развития сознания.

Нужно сказать, что все религии мира, целью своею имеют именно достижение душой (сознанием обывателя, личностью) — Духа, т.е. высшей природы, а значит достижение Бессмертия (непрерываемости сознания), Бессмертного Я, Просветления, Освобождения, Изначального Состояния или Ригпа (дзогчен), Природы ума, Природы Будды, Бога, Царствия Небесного, Всевышнего и т.д., что соответствует растворению малого смертного «я» или «эго» в бессмертном «Я» или «Эго» человека, т.е. личного ограниченного сознания в Сознании космическом, Индивидуальном. Также, духовная реализация (достижение преходящим «я» непреходящего «Я», находящегося в первом неосознанно) неповторима, и протекает сугубо индивидуально, имея множество степеней своего проявления, соответствующих сознанию каждого реализующего этот процесс человека и прошлым накоплениям его. Источником сознания для низшей четверки (личности), является Высшая Триада (Индивидуальность) — в личности обывателя ложно отождествленная с тем (четыре принципа), чем в действительности не является. Это ложное отождествление истинного себя с иллюзорной личностью, и есть неведение и омрачение ума в буддизме, или первородный грех у христиан. (Названий, определяющих Высшую и низшую природу в человеке, в различных источниках, также, огромное множество, и не всегда Высшую от низшей в этих текстах отличает - помимо самого определительного - наличие прописной буквы).

Немаловажно знать что весь этот процесс (духовная реализация) — лишь трансформация сознания, так сказать рождение качественно нового состояния из состояния прежнего. Понятно, что это длительный и постепенный процесс, однако может он быть и мгновенным достижением, если на то имеются соответствующие причины заложенные как правило ещё в прошлых жизнях. Человек теряет прежнее восприятие себя, но обретает совершенно иное — истинное. Он освобождается от иллюзий относительно того, кем является на самом деле. Земная жизнь, с её различными судьбами каждого из нас для того и дана, чтобы человек развивал свое сознание и достигал бессмертия, обнаружив и распознав в себе непреходящее «Я», выводящее нас на простор сознательного космического существования, более неограниченного физическим телом на планете Земля.

Прибегая к упомянутому ранее раскладу...

— Высшая часть (Дух)
— Средняя часть (Душа) — |
— Низшая часть (Тело)

необходимо помнить, что душа (сознание, психика и ум обывателя) человека должна раствориться в Духе (сознании просветленного состояния изначальной Природы), если хочет: а) — реализовать истинный смысл земного существования; и б) — коренным образом избавиться от тягот и страданий (в широком их смысле) жизни земной, обусловленных кармой непросветленных (омраченных) поступков, слов, желаний, эмоций и чувств, мыслей и намерений человека. Омраченных, в силу ошибочной координации сознания относительно себя самого, на почве чего и развиваются порочные (животные и эгоистичные) тенденции и склонности ума с самых незапамятных времен становления сознания на физическом плане.

Возвращаясь ещё раз к семеричной классификации...

Дух —-------------------------— Атма
Духовная душа —-----— Буддхи
Человеческая душа — Манас

Животная душа —----— Кама-рупа
Астральное тело —--— Линга-шарира
Жизненная сила —--— Прана, или Джива
Тело —----------------------— Рупа

обратим внимание на принципиальное разделение верхних трех принципов от четырех нижних, имеющих между собой связь на уровне человеческой и животной души, или Манаса и Кама-рупы. Здесь пролегает именно та граница, где человек, в своей душе, уме, в своём сознании, разделяется на бессмертного и смертного, потому часто этим пограничным принципам приписывают двойные названия как то Высший Манас и низший Манас, а также Кама-манас и Кама-рупа.

P.S

Евангелие от Марка:

«Ибо кто хочет душу свою сберечь [Высшее Я, Индивидуальность], тот потеряет ее [низшее я, личность], а кто потеряет душу свою [низшее я, личность] ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее [Высшее Я, Индивидуальность]».

Из Предписаний Ману:

«Среди всех этих праведных деяний, знание себя, как говорят, есть высочайшее; это действительно, самая главная из всех наук, непосредственно ею достигается бессмертие».

К этому можно добавить, что одно из главных положений в Живой Этике - устремление к Иерархии, Иерарху, или утверждение постоянного присутствия, или стабильного предстояния (внутреннего) перед Учителем, перед Владыкой - реализует тот же самый принцип отречения от смертной личности (самости) и обращение (низшего манаса) человека к своей бессмертной Индивидуальности (Высшей Триаде), пусть и в неосознанном процессе сущности этой реализации, на первых этапах её во всяком случае. Здесь я не вижу никаких противоречий.

Также и, любая истинная духовная практика, направленная на духовную реализацию, по сути своей задействует всё то же обращение (как правило опосредованное, реже прямое) состояния личности (смертного я), к состоянию Индивидуальности (Бессмертного Я).
Богдо Дудаев
Сообщения: 202
Зарегистрирован: 19 авг 2022, 17:36

Re: Картина Н.К.Рериха «Тайный путь» (1935-1936).

Сообщение Богдо Дудаев »

Теперь повторюсь, приведя некоторые цитаты из - "Самоосвобождение через обнажающее внимание — Прямое введение в Ригпа" Падмасамбхавы, где под "узнаванием собственного лица", логично понимать - осознание своего Высшего Я, Бессмертного Я, Индивидуальности, осознание себя Теми, кем мы в действительности являемся.
- И сансара, и нирвана охвачены природой ума, изначальным естеством – да не узнаём себя. Непрерывен поток ясного Ригпа – да не видим лица. Беспрепятственно возникновение – да никак не поймем.

- Потому, чтоб узнали мы свое лицо, Победоносцы трех времен проповедуют восемьдесят четыре тысячи врат в Дхарму и другие Учения, столько, что и мыслью не охватить. Ни о чем ином не проповедуют они, кроме как об узнавании собственного лица. Несть числа трактатам, как несть небу края, но суть одна – Три Завета о введении в Ригпа.

- "Ум" – много о нем говорят, много болтают, да либо вообще не понимают, либо превратно понимают, либо однобоко. А как он есть на самом деле, не понимает никто. Потому и множатся всякие учения, столько, что не счесть.

- Никто из обычных живых существ не понимает его, не видит своего лица, и потому всё блуждает в трех мирах, бредёт шестью дорогами, претерпевая многие страдания. Сколь горестно не знать свой ум!
О признании Падмасамбхавы Ририхами и Владыкой, приводил аргументы ранее.
Богдо Дудаев
Сообщения: 202
Зарегистрирован: 19 авг 2022, 17:36

Re: Картина Н.К.Рериха «Тайный путь» (1935-1936).

Сообщение Богдо Дудаев »

И для общего понимания, ещё раз, по теме, относительно моего представления о значении картины и обоснования этого значения, по пунктам описанным ранее:

Богдо Дудаев писал(а): 23 янв 2024, 11:56
- Тибетская А на камне как знак Ригпа!
(Почему он не может быть им, когда Рерихами признан Падмасамбхава, давший свой труд - "Самоосвобождение через обнажающее внимание - Прямое введение в Ригпа", ведь это не сказка волшебного леса.)

- Если это Ригпа, то есть и эквивалент этого понятия в Агни-йоги и Теософии!
(По-моему Ригпа и есть непреходящая Индивидуальность человека, в отличии от преходящей личности. Далее можно разбираться каким ещё определительным соответствует Индивидуальность (если Ригпа-Индивидуальность) в Агни-йоге и Теософии - Высшее Я, Высшая Триада, Безмолвный Свидетель, Сутратма и т.д. и т.п.)

- Если найден эквивалент понятию Ригпа в Агни-йоге и Теософии, то можно проанализировать технику достижения этого состояния, что как минимум расширит наше понимание о нем (соответственно Индивидуальности, и её достижении), как и буддийских практик в целом.
Аватара пользователя
Василий Рудой
Сообщения: 78
Зарегистрирован: 26 сен 2020, 09:32
Откуда: Москва

Re: Картина Н.К.Рериха «Тайный путь» (1935-1936).

Сообщение Василий Рудой »

Богдо Дудаев писал(а): 31 янв 2024, 16:21 И для общего понимания, ещё раз, по теме, относительно моего представления о значении картины и обоснования этого значения, по пунктам описанным ранее:

Богдо Дудаев писал(а): 23 янв 2024, 11:56
- Тибетская А на камне как знак Ригпа!
(Почему он не может быть им, когда Рерихами признан Падмасамбхава, давший свой труд - "Самоосвобождение через обнажающее внимание - Прямое введение в Ригпа", ведь это не сказка волшебного леса.)

- Если это Ригпа, то есть и эквивалент этого понятия в Агни-йоги и Теософии!
(По-моему Ригпа и есть непреходящая Индивидуальность человека, в отличии от преходящей личности. Далее можно разбираться каким ещё определительным соответствует Индивидуальность (если Ригпа-Индивидуальность) в Агни-йоге и Теософии - Высшее Я, Высшая Триада, Безмолвный Свидетель, Сутратма и т.д. и т.п.)

- Если найден эквивалент понятию Ригпа в Агни-йоге и Теософии, то можно проанализировать технику достижения этого состояния, что как минимум расширит наше понимание о нем (соответственно Индивидуальности, и её достижении), как и буддийских практик в целом.
Богдо еще раз приведу вашу цитату из сообщения к Белой. Сообщение Богдо Дудаев » 20 янв 2024, 17:40
"Нужно понимать, что Тетради даны как расширение и углубление основного Учения, как комментарии к Живой Этики. Важно анализировать и сопоставлять базовые положения Тетрадей и Учения." Отсюда следует что для вас Тетради Урусвати это просто какое-то дополнение к основному учению. Вы вообще понимаете что вы пишите, где находитесь или вы принимаете нас всех за тупых?
Юлия
Редактор
Сообщения: 271
Зарегистрирован: 27 янв 2018, 12:14

Re: Картина Н.К.Рериха «Тайный путь» (1935-1936).

Сообщение Юлия »

Дополнение к размышлению. Нашла, читая Дневники. https://peacemaking.ru/books/online/dne ... /18-12-27/

В записях Рябинина от 18 декабря 1927 года. В описании монастыря Шаругон:
"...Всюду формула "Аум" заменена формулой "А". Не забудем древнейшую формулу первичного "А-естества".

В записях от 19 декабря 1927 года:
"...Ю. Н. начал разбирать рукописные списки Канчжура и Танчжура, доставляемые ему из монастыря. Н. К. отмечает готическую полихромную видимость этих списков. Он заказал два камня с надписями "Аум" и "А" местному резчику священных надписей в ближайшем аиле. Понятие "Аум" соединяется с изображением сосуда, в который изливаются красные струи благодати - первичной энергии." https://peacemaking.ru/books/online/dne ... /19-12-27/

Возможная "разгадка" картины "Гималаи.Тайный путь".
Богдо Дудаев
Сообщения: 202
Зарегистрирован: 19 авг 2022, 17:36

Re: Картина Н.К.Рериха «Тайный путь» (1935-1936).

Сообщение Богдо Дудаев »

Юлия писал(а): 06 фев 2024, 10:29 Дополнение к размышлению. Нашла, читая Дневники. https://peacemaking.ru/books/online/dne ... /18-12-27/

В записях Рябинина от 18 декабря 1927 года. В описании монастыря Шаругон:
"...Всюду формула "Аум" заменена формулой "А". Не забудем древнейшую формулу первичного "А-естества".

В записях от 19 декабря 1927 года:
"...Ю. Н. начал разбирать рукописные списки Канчжура и Танчжура, доставляемые ему из монастыря. Н. К. отмечает готическую полихромную видимость этих списков. Он заказал два камня с надписями "Аум" и "А" местному резчику священных надписей в ближайшем аиле. Понятие "Аум" соединяется с изображением сосуда, в который изливаются красные струи благодати - первичной энергии." https://peacemaking.ru/books/online/dne ... /19-12-27/

Возможная "разгадка" картины "Гималаи.Тайный путь".
Вот аргумент более или менее достаточного основания в пользу того, что тибетская буква А, может быть интерпретирована ещё как-то, помимо мною предложенного варианта. Если здесь речь о том, что формула "Аум" может быть заменена на формулу "А" (тибетскую букву), и записям Рябинина можно доверять (у Ю.Рериха об этом так прямо не говорится - о равнозначности Аум и А) - тогда и я, буду склоняться скорее к этой версии, нежели к своей, где под А подразумевается Ригпа. Не буду сейчас задаваться вопросом о том, есть ли связь между Ригпа и данной интерпретацией А, уверен что она есть, когда речь идет о первичном, изначальном - всё должно быть едино.

Но не стоит этим перекрывать тот факт, что моя версия вне зависимости от картины, но в зависимости от признания Владыкой и Рерихами, Падмасамбхавы, - остается жизнеспособной и обоснованной относительно самого понятия Ригпа, как эквивалента (с моей точки зрения) Индивидуальности и Высшей Триады. Данная точка зрения пока не опровергнута, и не думаю что будет таковой.

Мне неплохо знаком буддизм, потому и данный знак (тибетская А), быстро нашел у меня своё значение, а подтверждений других версий нигде обнаружить не удавалось. Так что, аргумент Юлии относительно значения А на камне - теперь на первом весте (а мой отполз в сторонку, надул губы и шмыгает соплями)
Богдо Дудаев
Сообщения: 202
Зарегистрирован: 19 авг 2022, 17:36

Re: Картина Н.К.Рериха «Тайный путь» (1935-1936).

Сообщение Богдо Дудаев »

"Постой, паровоз, не стучите, колеса, есть время заглянуть судьбе в глаза. Пока еще не поздно нам сделать остановку (А?), кондуктор, нажми на тормоза!"

Шото я поспешил с капитуляцией своей версии буквы А на камне как о значащей Ригпа
Сейчас неспеша и внимательнее прочитав сообщение Юлии, несколько скорректирую свои выводы..
Юлия писал(а): 06 фев 2024, 10:29 Дополнение к размышлению. Нашла, читая Дневники. https://peacemaking.ru/books/online/dne ... /18-12-27/

В записях Рябинина от 18 декабря 1927 года. В описании монастыря Шаругон:
"...Всюду формула "Аум" заменена формулой "А". Не забудем древнейшую формулу первичного "А-естества".
Из этого текста (и ссылке) можно сделать два вывода:

1) - что формула "Аум" заменена формулой "А". Здесь не утверждается что формула "Аум" и формула "А" тождественны по значению (как я сначала понял). Однако, можно понимать что замена одной формулы на другую - не преступлением было, а значит некая связь между этими формулами есть.

2) - Древнейшая формула первичного А-естества! И это утверждение уже аналогично приводимой мною цитате Падмасамбхавы из - "Самоосвобождение через обнажающее внимание - прямое введение в Ригпа!

"И сансара, и нирвана охвачены природой ума, изначальным естеством – да
не узнаём себя. Непрерывен поток ясного Ригпа – да не видим лица. "


Т.е. первичное А-естество, по логике = изначальное естество Ригпа (под формулой А)? Параллель очевидна.
В записях от 19 декабря 1927 года:
"...Ю. Н. начал разбирать рукописные списки Канчжура и Танчжура, доставляемые ему из монастыря. Н. К. отмечает готическую полихромную видимость этих списков. Он заказал два камня с надписями "Аум" и "А" местному резчику священных надписей в ближайшем аиле. Понятие "Аум" соединяется с изображением сосуда, в который изливаются красные струи благодати - первичной энергии." https://peacemaking.ru/books/online/dne ... /19-12-27/
Два камня с надписями "Аум" и "А"!
Из этого можно сделать вывод только о наличии двух формул, так или иначе как-то связанных, но не идентичных. Аум содержит в себе первичную энергию (возможно под "А" понимается она, психическая энергия изначальной чистоты, духовная энергия, но это не противоречит состоянию Ригпа, ибо оно чисто духовно, если понимать его как Высшую Триаду, являющуюся бессмертным телом Света человека).
Возможная "разгадка" картины "Гималаи.Тайный путь".
А вот название картины "Тайный путь", скорее подходит к достижению изначального состояния в дзогчен, чем к формуле Аум. Во всяком случае, с интерпретацией, в которой формула "А" является тайным путем к формуле "Аум" - не знаком, но по логике (от простого к сложному и составному), она возможна.


Итог, в свете информации приведенной Юлией - неоднозначный. Он вовсе не опровергает мою версию, а от части даже доказывает её, но не настолько, чтобы говорить об однозначности.

Что 100% теперь приходится принимать во внимание, так это то, что "Аум" и "А" как-то связаны, во всяком случае в Тибете одно заменили другим и это не было чем то из ряда вон выходящим. Также и два камня с этими формулами заказанными Н.К. Рерихом, говорят о близости их (формул). Одно (для меня) нелогично - почему санскритский Аум и тибетская А (или санскритская?). Вероятно имеется ввиду тибетское Ом, означающее тоже что и Аум.
Богдо Дудаев
Сообщения: 202
Зарегистрирован: 19 авг 2022, 17:36

Re: Картина Н.К.Рериха «Тайный путь» (1935-1936).

Сообщение Богдо Дудаев »

На самом деле, здесь получается, всё достаточно ясно, и записи Рябинина в экспедиции Рерихов касательно формул "Аум" и "А" говорят лишь о наличии и того и другого, но не о тождественности их по смыслу.
Всюду формула "Аум" заменена формулой "А". Не забудем древнейшую формулу первичного "А-естества". Много изображений свастики, но в обратном направлении. Таким образом, некоторые символы изображены наоборот; однако чего-либо намеренно извращенного, колдовского мы не заметили.
НЕ ЗАБУДЕМ ДРЕВНЕЙШУЮ ФОРМУЛУ ПЕРВИЧНОГО А-ЕСТЕСТВА - это о тибетской А

означающей то самое первичное естество, о котором не раз говорится у Падмасамбхавы, когда речь идет о Ригпа - изначальном естестве ума (а значит и всего остального).

Тибетский слог Ом (санскритский Аум), не слишком отличается по внешнему начертанию от просто тибетской буквы А, но смыслы у них не идентичны, но и не противоречивы.

Изображение Изображение

И, изображая на камне (в картине) именно А, а не Ом (Аум), - Рерих имеет виду именно первичное естество. Название же картины, с неподтвержденным (пока) авторством его (названия) - фактор второстепенный. Обозначая на камне А - Рерих имеет ввиду именно значение А, но не Аум, иначе галочку с кружком дорисовать было бы несложно.
Он (Н.К.Рерих) заказал два камня с надписями "Аум" и "А" местному резчику священных надписей в ближайшем аиле. Понятие "Аум" соединяется с изображением сосуда, в который изливаются красные струи благодати - первичной энергии.
Таким образом, камень на картине, с тибетской А, имеет ввиду (Рерихом) то, что имеют ввиду под этим знаком те, кто (тибетские буддисты) заменил Аум на А в тибетском монастыре. Древнее значение этой формулы А - Рябинин не двузначно пояснил, и пояснение это тождественно значению Ригпа у Падмасамбхавы. Так что, вопрос со значением картины думаю достаточно прояснен, и он лишь подтверждает мою версию о Ригпа.
Богдо Дудаев
Сообщения: 202
Зарегистрирован: 19 авг 2022, 17:36

Re: Картина Н.К.Рериха «Тайный путь» (1935-1936).

Сообщение Богдо Дудаев »

Нужно понимать, что утверждение в тексте - «Всюду формула "Аум" заменена формулой "А"» - не утверждает реальную замену "Аум" на "А", типа того, что взял и соскоблил местный монах-невежда ржавым ножычком изображение "Аум", протер то место сопливым рукавом, и нанес символ "А".

Имеется ввиду (как все наверное и без меня понимают) особенность местных символов, характеризующих и отличающих их от символов иных местностей или прежних времен. Как указано в тексте экспедиции, монастырь Шаруген - бонскый монастырь, со всеми его особенностями того времени, отличающими его от монастырей чисто буддийских, потому и отмечает Рябинин с некоторым пристрастием (ведь бон - религия считалась темная) в заметках о таких отличиях, находясь в пределах монастыря бон.

Но знак тибетское "А" (Природа ума / изначальное состояние или Ригпа в практике дзогчен) - не бонское детище. Это понятие в равной степени принадлежит как тибетскому буддизму, так и тибетскому бон, где последний (бон) многое заимствовал из буддизма и часто приписывал себе истоки тех или иных умозаключений, открытий или понятий.

~

У Рериха Н.К. обнаружилось несколько картин относящихся к монастырю Шаруген («Монастырь Шаругён» (1928); «Шаругён. Тибет» (несколько этюдов, 1928 и 1937); «Ступа близ Шаругёна» (1928); «Шаругён. Бонпо» (1932); «Шаругён» (1937).

Вот одна из них - «Шаругён. Бонпо» (1932)

Изображение

В этой связи, касательно названия обсуждаемой картины "Тайный путь" с сюжетом в виде тибетской "А" на камне что можно добавить?

То, что на картине «Шаругён. Бонпо» на первом плане камень с тем же символом "А", но название касается монастыря бон расположенном на втором плане - говорит о некой отличительной символике бон.

Отдельная же картина с главным сюжетом в виде тибетской "А" на камне и названием "Тайный путь" - говорит (по моему) о сущности этого отличительного символа бон, а именно - о тайной практике дзогчен, целью которой является Ригпа - изначальное состояние, изначальная (духовная) природа нашего омраченного ума. Но, как уже говорилось - дзогчен не принадлежит бон, но имеется как высшая практика и в буддизме, в частности в школе ньингма, основателем которой является Гуру Ринпоче (Падмасамбхава).
Said
Сообщения: 180
Зарегистрирован: 01 ноя 2019, 13:48

Re: Картина Н.К.Рериха «Тайный путь» (1935-1936).

Сообщение Said »

Богдо Дудаев писал(а): 28 янв 2024, 06:18
Said писал(а): 28 янв 2024, 00:59 Откуда такие подробности?
Ведь указано, что на Земле этого достиг только Христос.
Даже Владыка Будда этого не сделал.

Моя версия о значении картины - это моя аргументированная версия, основанная на моём знании. Не утверждаю что она истинная, но всякий кто сомневается в ней - пусть аргументированно опровергает её конкретикой.

Имел в виду, что многие ламы "растворяли" свое тело, от которого оставались только ногти и волосы.

Откуда такие сведения?
Владыка говорит, что только Христос разложил свое тело на атомы, второй должна быть Е. И..
Ответить

Вернуться в «Дискуссионная площадка»