Письма А.И. Клизовского (Латвия) к Е.И. Рерих

Эпистолярный архив Е.И.Рерих, набранный печатным текстом
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39621
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.И.Клизовского к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 191
--------------------------

Утопия не оказывается бесплодной. Она вводит в оборот целый ряд явлений и фактов, которые без её содействия не выступили бы на поверхность жизни. Но заключительная фаза революции наступает в тот момент, когда революционная утопия вступает в симбиоз с традицией и тем самым теряет свой утопический характер, когда не только силы возобладавших фактов, но и все силы страны бывают приведены в движение в определённом направлении. Тогда и приобретает устойчивость новый порядок.
Сила жизни, а не только евразийцы работают в том направлении, чтобы абстрактные лозунги интернационального коммунизма были заменены порывом к самоутверждению особого мира России-Евразии. Уже и нынешняя советская действительность стоит в этом отношении на пол-пути между абстрактным коммунизмом и евразийством, хотя само слово "евразийство" является в СССР запрещённым. Огромные стихийные силы работают в том направлении, чтобы коммунистический "механический этатизм" был сменён евразийским "диалектическим этатизмом", чтобы все стороны человеческого духа были призваны к работе на экономическое благополучие страны.
Всё сказанное выше можно резюмировать в нижеследующих чертах: русская революция, как и каждая революция, сводится к смене ведущего слоя. К настоящему моменту эта смена уже произошла. И каждый, кто представляет себе возможность устранить этот вновь создавшийся ведущий слой и заменить его каким-то другим (например, импортированным из-за границы) людским составом, предаётся бесплодной игре воображения. Вопрос может касаться устранения всего лишь отдельных лиц или отдельных групп. Дело идёт о перегруппировках в пределах этого правящего отбора, о насыщении его новыми, как раз теперь создающимися, идейными импульсами.
По мнению евразийцев, европейский демократический строй как таковой решительно неприменим к условиям России. Евразийцы не отрицают, что в европейской обстановке он может являться годным решением. Но в том-то и заключается качество России, как особого мира, что в России обстановка иная. Это вытекает с логической непреложностью из всего того, что сказано выше о русском этатизме. Если здесь огромные области жизни теснейшим образом связаны с деятельностью государства, то каково было бы положение страны, если бы направление её зависило каждый раз от исхода демократических выборов? И какое может быть плановое хозяйство там, где нельзя загадывать и на короткие сроки? Там, где широко развитой этатизм и "плановое хозяйство" есть жизненная реальность, в государственной жизни должна существовать определенная "константа", некоторый стержень, который давал бы устойчивость жизни государственного целого.
Такой "константой", по мысли евразийцев, и должна являться организация ведущего слоя, образованного на идеократических началах и снабженного опре-

--------------------------
Имя наборщика: Elena
Дата набора: 31.05.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 19.11.2022
Вложения
Page191.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39621
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.И.Клизовского к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 192
--------------------------

деленными конституционными правами. Эту организацию евразийцы называют "государственным активом".
Но действие ее должно опять-таки быть "диалектическим", а не механическим, не должно сводиться к "зажиму". Также интересы минуты и настроения народных масс должны широчайшим образом учитываться в государственном строе. Он должен определяться сотрудничеством "государственного актива" с системой представительных учреждений (советов). Коренное отличие евразийских советов от той фикции их, которая существует в настоящее время в СССР, заключается в том, что евразийцы считают необходимым все свои силы сосредоточить на обеспечении свободы выборов.
Только при этом условии вся система приобретает подлинно диалектический характер: властная организация, "костяк" государственной жизни - государственный актив - признает и нечто от него отличающееся, ему противоположное - стихию меняющихся народных настроений, учитывает ее и считается с нею. Этот строй, в его совокупности, евразийцы именуют "демотическим"*. В фундаменте его лежит идеократический принцип, которым и определяется жизнь "государственного актива".

VI.

В контрасте с огромным развитием в истории Евразийского мира принудительно государственного центра, режим национальностей и религиозная жизнь традиционно определяются в нем некоторым не-принудительным началом. Природе его чужды стремления принудить ту или иную часть населения к изменению своей национальности или веры. Евразийское государство всегда понимало себя, как "собор национальностей" и "собор вер".
Черты такой установки мы распознаем уже в скифской и гуннской державах, существовавших на нынешней территории России-Евразии, в первое тысячелетие до и в первое тысячелетие после Р.X. Величайшей национальной и религиозной терпимостью (резко контрастировавшей с тогдашним европейские укладом) отличалась монгольская держава XIII-XIV веков, обнявшая почти весь Старый Свет. Элементы религиозной свободы присутствовали и в весьма православном, по своему укладу, Московском государстве. Так, например, Иоанн Грозный ощущал себя покровителем не только православного, но и мусульманского вероисповедания. Здесь была руководящей та своеобразная формула терпимости, которая издавна выработалась в истории кочевых держав и гласила, что плохо то государство, в котором нет разнообразия языков и вер.
Не трудно объяснить тот, представляющийся на первый взгляд парадоксальным, контраст между огромной силой принудительно-государственного центра с одной стороны, и режимом не-принудительности в национальном и религиозном вопросе, с другой, который мы наблюдаем в истории Евразийского мира. Мы указывали выше на объединительные тенденции, сказывавшиеся и сказываю-

Примечание редактора
* Демотический (гр. demotikos: народный) − свойственный народу, благоприятствующий ему.

--------------------------
Имя наборщика: Сантана
Дата набора: 31.05.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 19.11.2022
Вложения
Page192.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39621
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.И.Клизовского к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 193
--------------------------

щиеся в истории этого мира. Они приводили к возникновению государств, охватывавших многие миллионы и десятки миллионов кв. км. Существование таких государств было невозможно вне возникновения огромного принудительного центра. Но действие его распространялось на многие народы и на представителей разных вер. Логика государственной жизни подсказывала, что широчайшая национальная и религиозная терпимость есть единственная возможная форма существования этих империй.
В Евразийской истории отказ от терпимости всегда указывал на внутреннее разложение власти. Таковы были омусульманившиеся наследники монгольских держав, существовавшие в ХV-ХVIII веках. Такова бsла русская власть позднего императорского периода с ее политикой "русификации".
Давая свободу и проектор употреблению и развитию всех многообразных языков Евразии: славянских, финских, тюркских, монгольских и др. коммунистическая власть несомненно примыкает к здоровой и творческой евразийской традиции. Требуя от всех коммунистического исповедания и обязательного безбожия, она несомненно её попирает.
Евразийцы в обоих отношениях стоят на почве традиций. Как в национальном (языковом) вопросе, так и в вопросе религиозном они исповедуют принцип свободы.
Россию-Евразию они воспринимают как единство. Они не согласны идти с теми, кто в своекорыстных интересах желает разорвать на клочки это единство. Более того, они совершенно уверены, что такие попытки не могут удасться, а если удадутся, то лишь на короткий срок - и более всего бед принесут своим авторам. Такие попытки противоречат природе вещей.
Наше время есть эпоха создания огромных экономических объединений "государств-материков", охватывающих большие пространства и обеспечивающих в своих пределах беспрепятственность и устойчивость экономического оборота. Тенденция эта сказывается также и вне России-Евразии. Эта последняя по своим географическим особенностями, по своей истории представляет собою идеальный пример "государства-материка". И география, и история, и потребности современной жизни в равной степени противоборствуют её расчленению.
Дело заключается в том, чтобы найти в ее пределах должные формы сожительства нации. Евразийцы понимают Россию, как "собор народов". Они считают, что и политическое объединение этой огромной территории является результатом усилия не одного лишь русского народа, но многих народов Евразии. Основная задача - обеспечить свободу развития каждому из них в рамках общего целого. Это должно найти выражение не только в чисто культурной области, но и в формах государственного устройства. В пределах обще-евразийского, политического единства, каждому народу Евразии должна быть обеспечена область самостоятельной государственной жизни.
"Самоопределение национальностей", которое провозглашает коммунистичес-

--------------------------
Имя наборщика: Сантана
Дата набора: 02.06.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 19.11.2022
Вложения
Page193.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39621
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.И.Клизовского к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 194
--------------------------

кая власть, в значительной степени фиктивно. Это "самоопределение" даже в чисто культурной области сводится к возможности усваивать на национальных языках коммунистическую идеологию. Ведь каждая национальная культура должна быть, по учению коммунистов, "национальной по форме, но коммунистической по содержанию".
Евразийцы глубоко ценят коренное своеобразие каждого народа. Их основное усилие направлено к тому, чтобы каждому народу обеспечить возможность выявления и развития его действительных и неповторимых качеств. И они уверены, что так выявляемые национальные особенности будут складываться в некоторую гармонию, будут порождать явление широкого и творческого обще-евразийского национализма.
Заменить в качестве руководящего принципа в жизни России-СССР коммунистический интернационализм обще-евразийским национализмом и является одной из основных задач евразийства.

VII.

Ни в одной области несостоятельность коммунизма не проявляется в такой степени, как в чисто идеологической и философской. Материализм Маркса, Энгельса и Ленина, им исповедуемый, именно в миросозерцательной и философской плоскости устарел безнадежно. С ним просто нельзя ступить ни шагу. Каждая попытка коммунистического ученого или философа выразить какую-либо общую идею в терминах современной науки приводит к "ереси", а тем самим, в условиях СССР, нередко и трагическим последствиям для автора. В настоящее время в области обще-идеологической, коммунистические ученые и философы предпочитают просто молчать. Но это не есть, конечно, решение вопроса. Возобладает тот, кто подымется до уровня эпохи.
А наша эпоха не только в политической сфере обнаруживает "идеологические" тенденции. "Идеократична" она и в смысле философском. Все более выявляется значение модели, прообраза, идеи, как в мире природы, так и в мире истории. Идея подчиняет себе материю, воплощается в ней, становится неотрывной от материи, делается организационной идеей. Современная физика показывает нам значение организационных идей, положенных в основу мироздания. Современная теория эволюции обнаруживает тот подбор их, которым определяется развитие органического мира. Нечто подобное вырисовывается и в философии истории. Исторический процесс понимается здесь, как последовательная смена организационных идей, как их зарождение, развитие и упадок. И даже такое социологическое явление как "класс" (именно марксистами выдвигаемый на первый план социальной жизни) невозможен вне наличия идеи, его образующей. "Класс", как социологический феномен, создается идеей класса: можно говорить о классо-образующей силе идеи. И нет другого более яркого примера самостоятельного значения идеи в

--------------------------
Имя наборщика: Сантана
Дата набора: 04.06.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 19.11.2022
Вложения
Page194.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39621
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.И.Клизовского к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 195
--------------------------

истории, как судьба русского коммунизма. Своей материальной основой они считают рабочий класс и промышленность. Эта основа в русских условиях была минимальна. И всё-таки в первых этапах революции коммунисты одолели всех многочисленных своих противников, ибо владели наиболее вразумительной и яркой организационной идеей ("диктатура пролетариата") и наиболее ревностно ей служили. Единственное в современном русском марксизме живое движение мысли идёт в сторону идеократического перерождения марксизма, утверждение первенства идеи-прообраза над материальным субстратом, исследования факторов, к ней относящихся.
Философия евразийства есть именно философия организационной идеи. От материализма, в его классическом виде, она отграничена также резко, как и от всякого отвлечённого идеализма. Идеализм не имеет приводных ремней к материальному. Евразийцы отмечены совершенно исключительным вниманием к материальному, даже особым чутьем к нему. Не даром их часто обвиняют в географическом материализме, материализме историческом и т.д. Но то материальное, с которым они имеют дело, это материя, проникнутая идеей, это материя которой дышет Дух.
В истории евразийцы изучают организационные идеи и их носителей. И мысль их обращается к Носителю тех идей, которыми живет мироздание. Философия евразийства имеет религиозное завершение. Евразийцы далеки от мысли кого бы то ни было приводить к Богу путем давления и насилия. Но они живо ощущают Божественную природу мира. Каждая из его отраслей имеет свою самозаконную ритмику развития, но все они вместе складываются в гармоническое единство.
Евразийцы знают, что русская философская мысль и философская мысль других народов Евразии только тогда поднимется на достойную ее и небывалую высоту, когда снова после пережитых испытаний загорится в просторах Евразии ярким огнём религиозное вдохновение.
И евразийцы решительно отвергают коммунистический тезис о существовании какого бы то ни было противоречия между религиозным началом и новым социальным строем. Как раз наоборот: новый строй обретёт полноту и устойчивость в тот момент, когда просветится внутренним религиозным светом.
Совершенно нелепы утверждения, что христианство неразрывно связано с односторонне собственническим строем. Христианство соединимо с любым социальным укладом. И, например, строй государственного хозяйства, освобождающий от личной корысти и проникнутый в своем пределе мыслью об общем благе, никак не менее соединим с христианством, чем, например, частно-хозяйственный уклад.
Евразийцы стремятся к созданию новой социальной эпохи. В то же время по их упованию эпоха эта будет эпохой веры. Здесь раскрывается в особом повороте сказанное выше о сочетании революции и традиции. Наиболее жизненное из осуществлённого революцией должно сопречься с наиболее просветлённым в традиции.  

--------------------------
Имя наборщика: Elena
Дата набора: 01.06.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 19.11.2022
Вложения
Page195.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39621
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.И.Клизовского к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 196
--------------------------

Для Призового Конкурса.

Александр Клизовский.
Рига. Kuldigas iela N 47-I.
Latvia.

Как народы мира могут осуществить универсальное разоружение?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить, чем вызывается в современном мире всё увеличивающееся требующее колоссальных затрат вооружение, кому оно нужно и что в действительности этим достигается? Всякий политик, дипломат и военный на эти вопросы повторит всем известную ипокритскую формулу: "Хочешь мира, готовься к войне", - и при этом пояснит, что необходимость в вооружении вызывается требованием безопасности государства. Хотя нелогичность и лицемерность этой формулы слишком очевидна, чтобы это нужно было доказывать, но в наше время, полное всяких нелогичностей и нелепостей, когда людьми утеряно истинное понимание сущности вещей и в отношениях людских царит лицемерие и обман, эта формула стала одной из основ, на которой базируются отношения между народами.
Ведь всякому ясно, что в основе этой формулы лежит ложь. Ведь нельзя сказать: если хочешь добра - делай зло, если хочешь правды - говори ложь, если хочешь красоты - твори безобразие, ибо никто не станет ждать красоты от безобразия и правды от лжи. Но между тем от готовности к войне люди ждут мира, но, как и следует ожидать, дождаться его не могут.
Всё зло в том, что среди народов, населяющих нашу планету, всегда были и есть такие, которыми ещё не изжиты завоевательные тенденции, которые полны захватных намерений, которым нравится чужое и они не прочь в подходящий момент захватить от более слабого то, что они наметили. Чтобы осуществить свое намерение такие народы, заявляя о своей мирности, начинают вооружаться и готовиться к войне. Что остается делать народам, которые действительно хотят мира? Чтобы не быть захваченными врасплох, они, повторяя эту лживую формулу, тоже начинают вооружаться. Кроме того, среди самого мирного народа есть разных категории мелкие хищники, которым подготовка к войне и война выгодна, ибо на военных поставках они наживают большие капиталы. Если к этому прибавить, что всякий народ обладает большим или меньшим количеством разных рангов честолюбцев, которые мечтают

--------------------------
Имя наборщика: Elena
Дата набора: 02.06.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 19.11.2022
Вложения
Page196.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39621
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.И.Клизовского к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 197
--------------------------

о лаврах, о славе и военных подвигах, то мы будем иметь краткий перечень главных факторов, вызывающих и поддерживающих вооружение и его следствие - войну.
Результатом совокупного действия упомянутых факторов является лихорадочное состязание народов в вооружении. Конструируются все более дальнобойные пушки и более быстроходные дредноуты, изобретаются всё более смертоносные газы и другие более усовершенствованные орудия взаимоистребления. Этим достигается то, что в современной действительности называется "вооруженным миром", когда правители более агрессивных народов отсрочивают начало возникновения войны отчасти из страха перед соседом, который мог осуществить из своих военных тайн нечто ещё не слыханное, отчасти чтобы закончить вооружение своей армии наиболее усовершенствованными орудиями истребления человечества. Таким способом народы современного мира ''поддерживают" мир, но точно таким же способом веревка "поддерживает" повешенного. Поддержки, как видим, бывают разные.
В связи со сказанным возникает вопрос: чем объяснить не только безумие вооружения, но и прочие виды безумия, охвативших все народы мира и поставивших их на край бездны? Чем объяснить, что вместо блага люди готовят себе гибель, вместо мирного сожительства, готовы, как дикие звери, перегрызть друг другу горло. Ответ на эти вопросы один. Это незнание руководящих развитием жизни в мироздании законов и как результат незнания - нарушение этих законов. Подавляющее большинство современного человечества не знает, а если даже знает, то не считает нужным считаться с тем, что на нашей Земле, как части Космоса, действуют вечные, неизменные, божественные, космические законы. Нарушение этих законов в определенные космические сроки, указанные во всех священных писаниях, как в переживаемое нами время, приводит к уничтожению и гибели нарушителей.
Величайший из этих законов, которым развивается и поддерживается жизнь в мироздании, есть закон Кармы или закон причин и следствий. Нет на земле ни одного самого малейшего явления, которое не имело бы причины и которое не привело бы к соответствующему следствию, которое, в свою очередь, не стало бы причиной для последующего следствия. Из этой беско-

--------------------------
Имя наборщика: Elena
Дата набора: 03.06.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 19.11.2022
Вложения
Page197.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39621
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.И.Клизовского к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 198
--------------------------

нечной цепи причин и следствий складывается вся наша жизнь, наше развитие и преуспеяние, также как наша гибель или уничтожение. Что сеем, то пожинаем. Нельзя сказать, чтобы наличность этого закона не была известна человечеству, ибо о нём говорится во всех священных писаниях, о нём же в многочисленных изречениях говорит народная мудрость. Вспомним древнее изречение: "око за око и зуб за зуб" или слова Христа: "Взявший меч, от меча погибает", - или: "Копающий яму другому сам в неё попадает", - или: "Сеющий ветер пожинает бурю", - и много других подобных. Ведь все они указывают на закон причин и следствий. Но зная все это и повторяя эти мудрые изречения люди копают другим ямы, чтобы самим в них свалиться, сеют ветер, чтобы пожать бурю, и собственными руками, на свои собственные средства, готовят себе свою собственную гибель. Поистине, когда Господь хочет наказать людей, то отнимает от них разум. Катастрофическое состояние нашей планеты, кроме игнорирования людьми великого космического закона причин и следствий, вызывается нарушением другого величайшего космического закона - закона равновесия начал. Основа жизни в мироздании покоится на соединении и взаимодействии двух извечных начал - духа и материи, активного и пассивного, или мужского и женского начала, которые на земном плане существования в человеческом царстве природы осуществляются мужчиной и женщиной. Это соединение и взаимодействие начал есть необходимое условие нормального и успешного развития жизни на всех планах бытия, во всех царствах природы, начиная с самого высшего до самого низшего. Начала совершенно равнозначащие и равноценны, и о преимуществе или преобладании одного начала над другим не может быть речи. Одно без другого они ничто. Принцип развития жизни и совершенствования человечества заключается в любовном единении и гармоничном сотрудничестве этих двух разделённых половин человеческой сущности, которые лишь в единении составляют одно. Они взаимно друг друга дополняют и взаимно друг друга оплодотворяют - мужчина женщину физически, женщина мужчину духовно. Если отсутствует одно из этих условий происходит нарушение великого закона равновесия начал. Если в какой-нибудь области человеческой жизни безраздельно царствует одно из начал без благодетельного участия и сотрудничества другого начала, то неизменно

--------------------------
Имя наборщика: Elena
Дата набора: 04.06.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 19.11.2022
Вложения
Page198.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39621
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.И.Клизовского к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 199
--------------------------

в этой области человеческой жизни начинают происходить остановки и перебои, которые, в конце концов, приводят к порче всей машины, иначе говоря, к различного рода катастрофам и бедствиям.
Эта простая, но великая истина ушла из поля сознания человечества уже давно. Уже давно человечество не считается с космическими законами и живет исключительно по своим человеческим, эгоистическим законам. В наше время в самой широкой мере, происходит нарушение великого закона равновесия начал, благодаря безраздельному преобладанию мужского начала во многих областях человеческого существования. Женщина исключена из участия в государственном строительстве и законодательстве, она не участвует в обсуждении вопросов ни экономического характера, ни вопросов защиты и обороны государства, то есть, таких вопросов, которые решают судьбу народов и государств. Ей предоставлена лишь роль увеселительницы мужчины и скромная область детской и кухни.
История развития жизни на нашей планете учит нас, что бывали в истории человечества такие эпохи и такие народы, в которых преобладало женское начало, но, как всякое преобладание одного над другим, оно не могло дать положительных результатов, ибо закон жизнь требует равенства, а не преобладания одного начала над другим, требует совместного сотрудничества во всех областях человеческой жизни, а не единоличного решения и безраздельного главенствования в чём бы то ни было. Преобладание одного из начал, безразлично, мужского или женского, будучи нарушением закона жизни, ведет к расстройству жизни, ведет к разного рода дефектам, излишествам, извращениям и абсурдам.
Та же история повествует нам, что человечество создавало блестящие эпохи и развивало высокие цивилизации лишь тогда и там, когда женщина не была унижена и где она принимала деятельное участие в управлении народом и в строительстве жизни. Но то же самое говорит нам и современная нам действительность. Если мы сравним состояние некоторых древних народов Азии и Европы, в которых женщина порабощена и унижена, с положением молодых государств свободной Америки, в которых женщина равноправна и свободна, то мы должны констатировать, что разница в состоянии этих народов огро-

--------------------------
Имя наборщика: Elena
Дата набора: 05.06.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 19.11.2022
Вложения
Page199.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39621
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.И.Клизовского к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 200
--------------------------

мна. Одни благоденствуют, преуспевают и прогрессируют, другие влачат жалкое существование отстающих и разлагающихся народов. Иначе быть не может. Когда из жизни изъят такой могущественный фактор, как дополнение одного начала другим, то само собой понятно, что всякое решение, исходящее от одного начала, не корректированное и не санкционированное другим, будет неполным, однобоким и вследствие этого нежизнеспособным. Лишь такое решение будет правильным и будет отвечать требованиям жизни, законам эволюции к благу данного народа, когда оно выношено, созрело и решено как мужчиной, так и женщиной, совместно.
Переходя теперь от общего к частному, к интересующему нас вопросу "как народы мира могут осуществить универсальное разоружение", мы видим, что в этом вопросе нарушение закона "Равновесия Начал" достигает своего апогея. К вопросу снабжения армии теми или иными орудиями истребления друг друга, и вообще, к вопросу войны и мира женщина не подпускается даже на пушечный выстрел. Считается, что это дело исключительно мужское.
Нет сомнения, что предприимчивость и связанная с ней воинственность, качества, присущие преимущественно мужчине, есть необходимое условие развития и эволюции человечества. Но когда эти качества лишены благотворного сдерживающего влияния, когда они не облагорожены, не смягчены и не направлены в правильную сторону, то они не только выливаются в такие уродливые явления, как нападение на беззащитного, как захват того, что плохо лежит, как порабощение слабого, но являются постоянной угрозой миру и источником катастроф и бедствий для всего человечества.
Таким образом, та сфера человеческой деятельности, в которой женщина совсем не участвует и где, благодаря этому, происходит наибольшее нарушение закона "Равновесия Начал", законом "Причин и Следствий" приносится человечеству наиболее тяжкие последствия. Мы все знаем, что в этой области никто никогда не интересовался знать мнение женщин, никто никогда не приглашал женщину для решения вопросов, которыми ставилось на карту существование государств и жизнь многих миллионов граждан. Этим, конечно, не сказано, что женщина с оружием в руках должна принимать участие в военных операциях, но её призвание смягчать остроту возникающих конфлик-

--------------------------
Имя наборщика: Elena
Дата набора: 06.06.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 19.11.2022
Вложения
Page200.jpg
Закрыто

Вернуться в «Письма корреспондентов к Е.И. Рерих»