Письма А.И. Клизовского (Латвия) к Е.И. Рерих

Эпистолярный архив Е.И.Рерих, набранный печатным текстом
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39621
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.И.Клизовского к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 181
--------------------------

6-4-1940. Рига.

Дорогая Елена Ивановна!
Ваше последнее письмо доставило мне большую радость, за что приношу Вам глубокую благодарность. Кроме прочих сообщений меня очень обрадовали слова: "При свидании поговорим". Где и когда произойдет свидание - это вопрос второстепенный, важно то, что "радостные встречи " произойдут. Эта радость совпала с другой - прекращением военных действий на одном из театров, что очень облегчило и разредило атмосферу вокруг. Можно от души приветствовать мудрость политики наших соседей. Вообще, в последнее время, несмотря на грозные события, иногда находят волны необъяснимой радости. Чувстуется приближение чего-то большого и радостного.
Что касается моей новой работы, то хотя она подвигается, но с большим трудом. Кроме известной Вам темы "О связи миров" я хочу написать "Книгу о человеческих недостатках". Начало этой главы "О мохнатости человеческого мышления" я уже читал на одном из наших четвергов. Кроме человеческих недостатков хочу написать и о "Царственном кругозоре". Эту главу я тоже начал и затем еще одну работу, названия которой еще не придумал, которая будет служить дополнением к главе "О взаимоотношении начал". Я очень благодарен за совет: при пользовании источниками передавать содержание своими словами. Дело в том, что мне привезли из Парижа книгу Шмакова "Основы пневматологии". Этот огромный труд в 700 страниц мелкой печати в 1/8 листа написан таким невозможным языком, что позаимствовать что-нибудь оттуда в виде выдержек никак невозможно. Между тем в ней содержится много глубоких мыслей, много ценного материала, который правильнее всего передать своими словами, хотя это значительно труднее.
Вчера мне сообщили из Варшавы, что наш брат и сотрудник, А.И. Янушкевич, 19 марта скончался. Бедный старик не вынес всех тяжестей осады, бомбардировок, холода и голода; и хотя самые тяжкие дни миновали, но он в последнее время перед смертью стал проявлять признаки ненормальности. 18 марта он был еще у своих знакомых, но от них домой не пошел, а где-то всю ночь пропадал. Утром следующего дня около пяти часов был найден умирающим на улице около какой-то сторожки. Сторожа втащили его в сторожку, но пока прибыла скорая помощь, он скончался. Хорошо, конечно, что плачевное состояние ненормальности продолжалось у него не долго и он скоро освободился от своей изношенной оболочки, сменив её на более прочную.
Меня спрашивают, что сделать с Вашими письмами к нему? Среди его друзей возникла мысль отпечатать их и раздать им. Я написал, что делать это ни в коем случае недопустимо, что письма должны быть возвращены Вам. Я написал, чтобы они прислали их мне, а я перешлю Вам. Точно такой же вопрос

--------------------------
Имя наборщика: Viktoria
Дата набора: 30.05.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 18.11.2022
Вложения
Page181.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39621
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.И.Клизовского к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 182
--------------------------

возник и с портретом Владыки. Хотели переснять и разобрать между знакомыми. Я посоветовал этого не делать и я написал, что запрошу Вас, а временно я посоветовал взять его на хранение доктору Садовскому.
Что касается наших отношений с группой художника Апина, то такие отношения понемногу сами собой прекращаются. Нам стало ясно, что Учением они интересуются постольку, поскольку их побуждает к тому их астральный руководитель. Для них самое важное, весь смысл жизни заключается в том общении и связи, которую они имеют с астральным миром и его сущностями. Оставить это они ни за что не желают. Меня поражало малое понимание их руководителя, который в тех рисунках, которые рисует Апин, всегда противоставлял свою маленькую группу нашему обществу, находящемуся под лучем Великого Владыки. На этих рисунках эта группа и наше общество всегда фигурируют как равноценные величины. Я пока щадил их самолюбие и не хотел указывать на такую несоизмеримость, но если придется еще у них быть, то укажу обязательно. Дело в том, что они просят Кап. Алекс., чтобы она читала с ними Учение, иногда очень редко, бываю я. Они говорят, что у них есть все то, что и у нас, что у них нет только знания, но они полагают, что знание будет приходить к ним, в чем, в конце концов, они ошибутся. Я еще не потерял надежды на то, что они образумятся. Один из них, художник Балгалис, обнаруживает признаки просветления. Он уже приобрёл несколько книг Учения и всем своим знакомым советует читать мои книги, чтобы понять Учение.
Вам, наверно, друзья писали о неожиданной перемене, происшедшей у нас. Волковский отказался от своего поста члена правления. Не знаю, что подействовало: моё ли заявление, которое я подавал в правление, последний пункт которого говорил о необходимости добровольного отказа от своих мандатов таких членов, которые не могут усвоить требовании момента, или Ваша фраза о нём, в письме ко мне, которую я показал Рихарду Яковлевичу [Рудзитису] , но только он на меня дуется. Причина еще в том, что автоматически, как кандидат, я оказался избранным вместо него. Копию этого заявления Фёдор Антонович [Буцен] собирался послать Вам и если Вы ее получили, то должен сказать, что все резкие места этого первоначального заявления были сглажены и отшлифованы.
Посылаю Вам вместе с письмом "Былину о том, как святые горы выпустили из каменных пещер своих русских могучих богатырей". Если Вы её не имеете, то увидите какая красота вся эта былина. В ней есть всё, что мы знаем из сокровенного учения. Я читал её несколько раз и всякий раз с радостью и восторгом. Ознакомился я с ней у моей ученицы, некоей Арефьевой. Это молодая еще женщина, бывшая учительница, пролежала четыре года без движения в кровати. Но напала на сокровенное учение, прочитала мои книги, написала мне письмо, я навестил её, ознакомил её с Учением. Так загорелась, что стала двигаться, стала вставать и теперь уже ходит по комнате. Весною думает первый выход на улицу совершить в общество. Очень способная светлая душа. В заключение несколько слов о том тревожном положении, в котором я оказался. Тревога улеглась. Положение хотя серьезное, но не так опасно, как думал. Помощь приходит в нужное время. Господь поможет, всё будет хорошо.

--------------------------
Имя наборщика: Viktoria
Дата набора: 30.05.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 18.11.2022
Вложения
Page182.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39621
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.И.Клизовского к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 183
--------------------------

ЕВРАЗИЙСТВО КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ЗАМЫСЕЛ

I.

В человеческой деятельности поставление цели всегда бывает неразрывно связано с анализом существующего. Чуть ли не каждый, в ком не умерла воля и чувство, может повторить вслед за Марксом: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его" (тезисы о Фейербахе). Но не менее несомненно и то, что лишь объясняя определенным образом мир, можно стремиться к его изменению.
Евразийцы объясняют окружающую их действительность и в то же время ставят своей задачей сделать её иной.
Проблема русской революции есть тот основной стержень, около которого движется их мысль и их воля, как мысль и воля людей русского мира и носителей русского призвания во Вселенной.
Они чувствуют не случайность революции. Они прозревают ее глубокий смысл и в то же время знают, что нынешний этап русской революции не есть последний её этап. Они готовят следующую ее фазу.
Евразийство проникнуто движением. Оно все в становлении, в усилии, в творчестве. Диалектика - любимое слово евразийцев. Она является для них символом и путем движения.
Евразийцы не боятся противоречий. Они знают, что из них соткана жизнь. Евразийцы живут в противопоставлениях. В своей системе они совмещают традицию и революцию. И они совершенно уверены, что в дальнейшем развитии событий не они, но история совместит эти начала.
Даже в нынешней советской действительности много традиционного. Традиция отрицается, но она налицо. Одно из отличий евразийцев от других современных русских группировок заключается в том, что они явственно ощущают черты исторических преемств, уже и теперь пронизывающих революцию. Здесь можно было бы много сказать и о политическом строе, и о строе экономическом (этатизм), и о постановке национального вопроса. Кое-что на эту тему мы скажем в дальнейшем. Тут же хотим подчеркнуть, что евразийцы не закрывают глаз на отрицательное в традиционном: на малое уважение к человеческой личности, к свободе её самоопределения, на духовный гнет, на злоупотребление принуждением. Но они видят не только отрицательное. Они видят и положительное и в то же время русское, традиционное в поставлении многих на служение общему делу, в обращении к инстинктам самопожертвования и аскезы, в грандиозности замысла и в силе организаций.
Через все это нужно пройти, чтобы отыскать синтез между общим делом и интересами личности. Евразийцы стремятся к такому синтезу. И считают, что опыт революции его подготовляет.

--------------------------
Имя наборщика: Viktoria
Дата набора: 30.05.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 18.11.2022
Вложения
Page183.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39621
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.И.Клизовского к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 184
--------------------------

II.

Идея и понятие личности занимает центральное место в мировоззрении евразийцев. Они вносят его также и в проблему философии истории. Культуру и культурно-исторические миры они понимают, как особого рода "симфоническую личность". Традиция есть "духовный костяк" такой личности. Евразийцы крепят этот костяк в той культуре, к которой принадлежат, но делают это не в спазматической гримасе охранительного рвения, а в творческом усилии, ставящем своей целью приобщить к традиции вновь возникающее, в традиционном осуществить небывалое. Дело идет не о мертвенной, механической традиции, но о традиции преображенной и очищенной.
Русский мир евразийцы ощущают, как мир особый, и в географическом, и в историческом, и в экономическом, и в лингвистическом и во многих других смыслах. Это - "третий мир" Старого Света, не составляющей части ни Европы, ни Азии, но отличный от них и в то же время им соразмерный. Обнаружению его особенностей посвящена научная литература евразийцев. Мы не будем здесь ее пересказывать. Подчеркнем только, что Россию-Евразию евразийцы воспринимают как "симфоническую личность". Они утверждают непрерывность её существования. Она живет и в СССР, но только не осознает в нем своего существования.
С точки зрения евразийцев задача заключается в том, чтобы личностную природу евразийского мира возвести в сознательное начало. Замена в революционной России лозунгов Интернационала лозунгом укрепления и развития самодовлеющего мира России-Евразии уже способствовала бы, в значительной мере, примирению революции и традиции. Те побуждения, которые находятся в действии во всем том, что есть творческого и подлинного в экономической политике СССР, подготовляют эту замену. Но в СССР побуждения эти стоят под знаком враждебности к окружающему миру (называемому там "капиталистическим окружением"). Замысел евразийцев заключается в том, чтобы самоутверждение особого мира России-Евразии сделать фактором творческого сближения ее с окружающим миром.
Чем была Россия, ощущавшая себя частью Европы, входившая в систему европейских держав, как это было во весь период Империи? Несмотря на свою политическую силу, в культурном отношение она чувствовала себя, а часто и была третьестепенной Европой. Этой максимальной установкой затруднялся творческий вклад России в мировую культуру. Кому интересны зады европейской цивилизации, когда можно обратиться к передовым её представителям? И может ли существовать настоящий пафос творчества культурного там, где основной задачей является уподобление этим передовым представителям, где подражательность, а не творчество является законом жизни? Что же касается настоящей Европы, то пренебрежение являлось и является единственным возможным отношением к этим своим задворкам.
Коммунисты несколько видоизменили установку старых русских "западников" либерального и радикального толка. Вопрос идет уже не о том, чтобы "догнать" Европу. Ставится задача "догнать и перегнать" Европу и Америку, причем наиболее важным является, конечно, задание "перегнать". Здесь уже возникает возможность

--------------------------
Имя наборщика: Viktoria
Дата набора: 30.05.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 18.11.2022
Вложения
Page184.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39621
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.И.Клизовского к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 185
--------------------------

творчества, но чисто механическая постановка задачи скрывает и здесь творческие импульсы.
Есть еще одно существенное различие между старыми русскими западниками-либералами и радикалами, и западниками новыми - коммунистами. Первые хотели и хотят, ибо и сейчас еще существуют, хотя и совершенно вышли из моды, во всем и всецело уподобить Россию Европе, сделать её как бы зеркальным отражением Европы, повторить в ней все европейские формы. Коммунисты основное свое учение (материализм и марксизм) заимствовали из Европы. Но в жизненной практике они осуществили нечто такое, чего нет ни в Европе, ни в Америке. И от этого своего осуществления они не хотят отказаться. Совсем наоборот - осуществленное ими они желают навязать и всему остальному миру. Здесь то и разверзается пропасть между коммунистами и евразийцами. Ибо названное стремление не совместимо с личностным пониманием культуры. Утверждая личностную природу евразийской культуры, евразийцы ценят и чтят это качество и в других окружающих культурах. Уже и в чисто формальном смысле для них неприемлема установка навязывания своего решения другим культурам. Они желают сближения с другими. Но единственный внятный для них закон - есть закон творческого взаимодействия.
И не менее важно то, что по существу коммунистическое решение не кажется им ни подлинным, ни окончательным. Они не скрывают от себя, что оно связано во многих чертах с определенными сторонами русской истории и их в себе носит. Но во многом оно символизирует худшие стороны русской истории (см. выше), выражает собою ее ограниченность. И по основной концепции евразийцев оно есть всего лишь преходящий этап, который должен смениться новым - Евразийским этапом.
Каким же должен быть этот этап?
Из сказанного вытекает, что ответ на этот вопрос лежит в плоскости культурно исторической. Евразийцы притязают на политическую роль, они стремятся решить политическую проблему. Но эта роль и это решение вытекают, в их понимании, из определенной культурно-исторической установки.
Русская революция покончила с Россией, как частью Европы. Она обнаружила природу России, как особого исторического мира. Но в настоящее время это не более как намек и задание. Цель евразийцев реализовать его в исторической действительности.
Только утвердив себя как духовно и материально самодовлеющий мир, Россия организует наилучшим образом свои отношения с Европой. Чтобы сблизиться с Европой, нужно стать духовно и материально независимыми от неё. И евразийцы утверждают, что Россия имеет все предпосылки к такой независимости. Она представляет своеобразную географическую среду в своих простых, широких очертаниях резко отличную от дробного деления Европы. Основные географические зоны (тундра, лес, степь, пустыня) расспологаются здесь, как полосы горизонтальном подразделенного четырехполосного флага. Это расположение ос-

--------------------------
Имя наборщика: Viktoria
Дата набора: 31.05.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 18.11.2022
Вложения
Page185.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39621
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.И.Клизовского к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 186
--------------------------

тается в силе одинаково к востоку и западу от Урала. Зональное же расположение Европы напоминает сложную мозаику. Россия-Евразия обладает условиями к хозяйственной автаркии. В ее пределах имеются области как с преимущественно промышленным, так и с преимущественно сельско-хозяйственным одарением. И оба типа обладают широкими возможностями развития. В границах России-Евразии развертывается вся гамма климатов, от полярного, до субтропического. Ее одарение ископаемыми богатствами предельно многообразно. И что самое важное в ней есть самостоятельная культурная традиция достаточно сильная для того, чтобы обосновать независимое от Европы культурное развитие. В традиции этой запечатлены начала, связанные с Востоком и чуждые Европе.
Евразия достаточно целостна внутренне, чтобы справиться с такою задачей. В истории ее неизменно возникали движения, которые сопрягали в политическое единство все пространство Евразийского географического мира, всю область "флагоподобного" расположения зон (скифская держава, гуннская, монгольская, русская). Единству политическому, возникающему с неизбежностью некого природного факта, отвечает и единство внутреннее, взаимная тяга населяющих ее народов, некоторый строй "национального мира" в ряде проявлении своих резко контрастирующий с теми национальными ненавистями и отталкиваниями, которыми полна Европа.
Все это создает предпосылки для творчества. Но творчество это, проходя через этап обособления, в конечной цели своей должно быть направлено к универсальной задаче.
Чем своеобразнее мир, чем оригинальней культура, тем более своих особых вопросов, он может поставить. И вопросы эти, применённые к другим мирам и культурам, освещают неожиданным светом эти последние. Возникает внутреннее движение, взаимное влияние, основанное на интенсивном общении-понимании друг друга.
Народ не должен желать "быть как другие". Он должен желать быть самим собою. Сократовский завет о познании самого себя остается в силе и тут. Каждый народ должен быть личностью. А личность единственна и неповторима. И как раз единственностью и неповторимостью своею ценна для других.

III.

Подражатель наименее импонирует. Самостоятельный творец внушает почтение и привлекает.
В восприятии европейских начал русские находятся в наименее выгодном положении. Начала эти создавались без их участия. Здесь они чувствуют себя не мастерами, но учениками. Европейские решения не вросли в их плоть и кровь. Восприятие их будет всегда механическим.
Не только для самих себя, но и для того, чтобы дать нечто ценное и важное остальному миру, Россия должна следовать своими путями.
Евразийцы принимают эти пути, как строительство особого мира России-Евразии.

--------------------------
Имя наборщика: Viktoria
Дата набора: 31.05.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 18.11.2022
Вложения
Page186.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39621
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.И.Клизовского к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 187
--------------------------

Из всех культурно-исторических миров нашей планеты это есть мир наиболее широкого и наиболее многостороннего участия государства во всех отраслях и во всех проявлениях жизни.
Говоря европейским термином, Евразийский мир есть среда наибольшего развития этатизма*. Это проходит через всю его историю. Необычайная концентрация народных сил под покровом и водительством центральной власти, характеризует историю кочевых империй, существовавших на том пространстве, которое теперь заселено русским народом. Эта традиция была воспринята Московским государством, в котором все было "государево", от государя исходило и делалось его именем. Огромные примеры централизма и хозяйственного этатизма имелись в истории императорской России.
Глубоко знаменательна та форма, которую приняла в России "социалистическая революция". Она свелась к обобщению и обострению традиционно русского централизма и этатизма.
Недостатки этой системы очевидны. Ее преимуществом является возможность ставить и разрешать большие задачи, а также осуществляемое в ней первенство общего дела пред личною корыстью.
Весьма вероятно, что в обоих этих смыслах русский опыт может оказаться полезным и для других культурно-исторических миров нашей планеты. Но в буквальном своем виде он к ним не применим. Русский опыт вытекает из русской истории, из тех навыков, которые ею создавались, из того направления умов, которое её сопровождало. Другие же миры жили своей, а не русской историей.
Тот этатизм, который проводят коммунисты, можно назвать этатизмом механическим. Огосударствлено все, без всякого разбору. Любое явление, стоящее не под государственным управлением и контролем, признается не нормальным и не допустимым.
Евразийцы признают огромное положительное значение этатизма. Они видят в нем основной стержень русской истории. Они уверены, что только широчайшим развитием государственной инициативы также и в хозяйственной области может быть обеспечено России достойное её место в мире. Они знают также, что в очень многих вопросах именно Россия покажет своим примером, что может осуществить и чего может добиться государство.
Но механическому этатизму коммунистов они противопоставляют диалектический этатизм, т.е. такой, который знает себе противоположное, осознает свои пределы. Не может и не должно быть огосударствлено все. Должна быть принципиально признана сфера, которая не подлежит "национализации".
В экономической области система евразийцев "государственно-частная". Евразийцы уверены, что в этой сфере деятельность государства может быть только в том случае целесообразной, гибкой и успешной, если наряду с государственным сектором будет существовать сектор частный. Основным нужно признать первый из них: именно он выражает собой принципы "общего дела". Частный сектор нужен функционально для того, чтобы имелось мерило "добротности" госу-

Примечание редактора
* Этатизм (буквально государственничество от фр. état «государство») — убеждение в том, что государство должно вмешиваться в жизнь общества и контролировать его экономические и социальные аспекты. См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Этатизм

--------------------------
Имя наборщика: Viktoria
Дата набора: 01.06.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 18.11.2022
Вложения
Page187.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39621
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.И.Клизовского к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 188
--------------------------

дарственно-хозяйственной деятельности, для того, чтобы избежать разложения государственного сектора в обстановке ничем не ограниченной монополии.
Евразийцы работают над планом мероприятий, которые сводили бы, главным образом, при помощи обязательного синдицирования*, основную государственную и восполняющую ее частную хозяйственную деятельность в органическое единство. Здесь [нужно] существенно подчеркнуть ту связь, которая сопрягает евразийскую государственно-частную систему с их пониманием значения личности.
Высшим призванием личности они считают служение общему делу; они полагают, что в таком служении личность приобретает и высшую свободу. Не в формальном, но в материальном смысле этого слова возможность осуществления. Но для того, чтобы служение это не превратилось в закрепощение, в нем должна присутствовать свобода выбора. Разнообразие форм экономической жизни обеспечивает личности и эту свободу.
Евразийцы дают себе отчет в том, что выдвигаемое ими решение тесно связано с русскими условиями. Оно опирается на ход русской истории, учитывает то состояние, в котором в настоящее время находится СССР. Но это не исключает возможности, что русское решение совпадает с устремлениями, возникающими и в нерусской среде. Несколько позже евразийцев европейская мысль в лице, например, Зомбарта, тоже приходит к концепции своеобразной "государственно-частной системы". Только она приходит к ней от единодержавия частно-хозяйственной деятельности. Евразийцы же свое решение противопоставляют механическому этатизму коммунистов.

IV.

Евразийцы являются горячими сторонниками планового начала. Не может быть другого вопроса, в котором мировое значение русской революции было бы столь значительным, как именно в вопросе внедрения идеи и практики плана; и при том плана, охватывающего собой всю совокупность жизни страны. Идея эта не принадлежит русским коммунистам. Но коренится в особенностях русской истории тот факт, что первая большего размаха попытка выработать и применить такой план, сделана именно в России. Это связано, конечно, с огромным развитием здесь деятельности направляющего государственного центра, с той силой начал централизма и этатизма, о которой мы говорили в предыдущем.
Механическому этатизму коммунистов отвечают и механические методы выполнения плана, в порядке прямого административного приказа, без всякого учета рынка, как самостоятельной проверочной стихии.
Диалектическому этатизму евразийцев отвечает диалектическое понимание плана, как действие на рынок и через рынок экономически вооруженного государства. Диалектика здесь заключается в том, что приказывающее государство признает нечто, не сводимое только к приказу, и овладевает рынком не полицейскими, но экономическими мерами. Это, прежде всего, страхует от неудачи само государство, ибо дает возможность проверки решении и методов. План, проводимый полицейскими средствами, неизбежно превращается в карикатуру на план.

Примечание редактора
* Синдицировать − объединять в синдикат.

--------------------------
Имя наборщика: Viktoria
Дата набора: 01.06.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 18.11.2022
Вложения
Page188.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39621
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.И.Клизовского к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 189
--------------------------

Через посредство синдикатов и при помощи мер экономического воздействия также и частный сектор включается в систему планового хозяйства, находя в ней свое особое место.
Плановое хозяйство есть огромный рычаг социальной политики. Оно направлено на обеспечение интересов труда. Делая накопление преимущественной функцией государства, оно позволяет идти в этом направлении так далеко, как не может идти государственная регулировка, при сохранении полноты частно-хозяйственного уклада. В то же время существование частного сектора страхует рабочих от возможных злоупотреблений государства, которое, при отсутствии этого сектора являлось бы работодателем-монополистом.
Плановое хозяйство есть действительное средство борьбы с кризисами. Правда, нельзя надеяться на полное их преодоление, так как смена периодов подъема и периодов депрессии не зависит от социального или экономического строя, но корни свои имеет в основной ритмике социальной и даже шире - космической жизни, в которой моменты усиленного выявления энергии всегда чередуются с моментами ослабления её. Но экономически активное государство, накопляя резервы в период подъема и пуская их в ход при ухудшении хода дел, может максимально ослабить эти колебания.
Возобладание планового хозяйства означало бы возведение социальной жизни на новую высшую ступень. Эту возможность евразийцы толкуют религиозно. Они видят в ней раскрытие природы человека, как образа и подобия Божия, выражающееся во внесении космического лада в хаос отдельных - на этот раз экономических - фактов.

V.

В социологическом смысле, евразийцы понимают революцию, прежде всего, как смену ведущего слоя.
Ведущий слой есть та первая реальность, которую они видят в государственной жизни.
Во всяком государственном порядке можно различить властвование определенной группы людей, объединенных тем или иным признаком. Этим признаком может быть происхождение, принадлежность к определенному роду. В таком случае государственный строй будет называться аристократическим. Это может быть возраст. Власть принадлежит, например, старикам. В таких случаях говорят о геронтократии. Нередко участие во власти определяется богатством, деньгами. Такой строй было бы правильно определить, как плутократию. Демократические порядки прикрывают во многих случаях именно плутократическую основу.
Евразийцы конструируют понятие новой формы государственного строя, в которой принадлежность к ведущему отбору связана с исповеданием и служением определенной идее. Эту форму они называют идеократической. Элементы подобного рода имеются при любом государственном строе: их можно обнаружить и в аристо-

--------------------------
Имя наборщика: Viktoria
Дата набора: 01.06.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 19.11.2022
Вложения
Page189.jpg
ТЕТРАДИ УРУСВАТИ
Администратор
Сообщения: 39621
Зарегистрирован: 23 янв 2018, 21:24

Re: Письма А.И.Клизовского к Е.И.Рерих

Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ »

Номер pdf-страницы: 190
--------------------------

кратии, и в геронтократии, и даже в плутократии. Но во всех этих случаях общность мировоззрения есть производное от общности каких-то иных признаков. И только в идеократии названный момент становится самостоятельным и основным началом в формировании ведущего слоя.
Так как же можно определить революцию с точки зрения теории ведущего слоя? Это есть гибель старого ведущего отбора и нарождение нового. Только там, где есть изменение подобного рода, и можно, по мнению евразийцев, говорить о революции, в точном смысле этого слова.
Подготовительный этап революции очень характерно сопровождается симптомами разложения старого правящего слоя. Оно выражается в ощущении недовольства и неуверенности, в нём появляющейся, в моральной депрессии и более всего в утрате чувства своего права на власть. События стихийного порядка выводят на сцену новых людей. Смена личного состава сопровождается обыкновенно и изменением тех принципов, на основе которых формуется ведущий слой. Так, например, для европейских революций типична смена аристократического принципа принципом плутократическим.
В современности замечается явная тяга к идеократии, к созданию такого порядка, при котором ведущий слой создавался бы на основе общности убеждений и служения им. Мы не станем называть европейских явлений, в которых присутствуют идеократические элементы. Скажем только, что и в русской коммунистической революции действуют те же начала и проявление их хронологически предшествует европейским событиям.
Но коммунистическая идеократия, не признавая самостоятельного значения идеи в истории, тем самым, по определению евразийцев, является лже-идеократией. К тому же нет никаких оснований предполагать, что при переходе от прежних форм государственной жизни к новым "идея-правительница" будет найдена сразу. Наоборот, каждый, кто хотя бы поверхностно был знаком с природой революции, мог с уверенностью предсказать, что первоначально возьмут верх утопические идеи, крайние увлечения, которые наиболее сроднены такому стихийному и бурному в своих первых этапах явлению, как революция. И только постепенно будет складываться идея, господство которой может обеспечить устойчивый порядок. Коммунизм в его разных поворотах и вариантах и представляет собою эту утопическую стихию, реализующуюся в процессе революции. Евразийцы работают над созданием идеи, которая могла бы прийти ему на смену.
Длительность господства коммунизма отнюдь не является опровержением этой схемы. Ведь нужно принять во внимание значительность тех масштабов, в которых развертываются все события русской истории и силу той инерции, которая при этом создаётся. Этап, который в европейских условиях продолжается всего лишь несколько лет, в русской обстановке может занять и несколько десятилетий. Это не отменяет основной социологической закономерности, лежащей в основе последовательной смены этапов.

--------------------------
Имя наборщика: Elena
Дата набора: 30.05.2022
Имя редактора: Andrei
Дата редактирования: 19.11.2022
Вложения
Page190.jpg
Закрыто

Вернуться в «Письма корреспондентов к Е.И. Рерих»