Разворот 145 [журнальная вырезка]*
--------------------------
PRANAYAMA
By K. C. VARADACHARI, M. A., Ph. D.
The Yoga of Patanjali is distinguished from the practices of the Sri Vaishnava thinkers. There are certain differences mentioned by the Sri Vaishnavites whose authorities are the Agama of Vaikhanasa and Pancaratra and tradition or Sampradaya. I shall here sketch briefly the relevant portions taken by the Sri Vaishnava thinkers in order to be in tune with the main tenets of their Philosophy of Organic Unity and prapatti and bhakti which are held to be the final culmination of all knowledge and action, jnana and karma.
The eight angas of Yoga are accepted and they are Yavia, Niya-ma, Asana, Pranayama, Pratyahara, dhyar.ina, dhyana and Samadhi.
Yama, niyama, asana, pranayama are all of the satvic order and are intended for the sake of 'yoking the senses' that are outwardly turned, in order to make them inwardly turned, or at least quiet, so as to permit direct reception by the mind itself. It is in a quiet mind that the intimations of higher consciousness are sown.
Yama and niyama accepted by the Sri Vaif hnsva is what is described in the Vishnu Purana VI. 7: Celibacy, harmlessness, truthfulness, non-covetuousness, non-acceptance of gifts, scripture reading, purity, outer and inner, contentment, austerity, and inclining the mind to God. This list is not quite diffeient from the Patar.jali's Yoga.
The Asana that is counselled as par excellance is padmasana—lotus-pose. The Patanjali's Yoga holds that asana is best which is steady and performed with ease, sthira-sukha-asanam.
The Pranayama deals with the vital breath. Three stages are mentioned the recaka, kumbhaka and puraka. This view is accepted by all. The special method, however, followed by this school is different from the Patanjali sutras. The inhalation and exhalation are of half the duration of the kumbhaka or restraint. The inhalation follows the exhalation. The usual procedure adopted by the Yogis is that the right nostril first is used to exhale the air, and then closing it with the fingers the indrawing of breath is done with the left nostril. After retention for the specified period, the exhalation is performed with the right nostril. Then,with the right nostril the breath is inhaled and exhaled with the left nostril. This establishes according to these thinkers and practicers the balance of the breath and establishes equipoise of mind and breath. On the other hand, the doctrine of Sri Vaishnava thirkers is that in no case should there }je inhalation with the right nostril and exhalation with the Uft nostril. Therefore the fundamental difference.
The psycho-physical basis of this argument is as follows:
The left nostril is supplied with Amrta nadi arid the right with death or surya nadi. The one is Agni, and the other is cooling like the Moon, The seeker after the
[англ.: ПРАHАЯМА
oт К.Ц. Варадачари, магистра искусств, дoктoра филoсoфии.
Cуществуют значимые отличия Йоги Патанджали от Шри Вайшнавизма, исповедываемого его мудрецами. Речь идет о совершенно конкретных отличиях, упомянутых в Шри Вайшнавизме, опирающемся на такие авторитеты, как Агама Вайкханасы и Панкаратра, и традиции или Сампрадайа. Здесь я кратко обрисую соответствующие детали так, чтобы не выйти за рамки учения, очерченные учителями Шри Вайшнавы и заключающиеся в философии Oрганического Единства и прапатти, и бхакти, которые считаются наивысшей кульминацией всех знаний и действий, джнаны и кармы.
Известны восемь ступеней (анг) Йоги: Яма и Hияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхьярана, Дхьяна и Самадхи.
Яма, Hияма, Асана, Пранаяма - все они являются сатвами и предназначены для "выкручивания чувств", которые обращены наружу, чтобы сделать их обращенными внутрь или, по крайней мере, тихими, чтобы допустить прямое восприятие мысли умом. Только в спокойном разуме сеются намеки высшего сознания.
Яма и Hияма, принятые Шри Вайшнавитами,- это то, что описано в Вишну Пуране VI.7: безбрачие, безобидность, правдивость, ненасытность, непринятие даров, чтение Священного Писания, чистота внешняя и внутренняя, удовлетворенность, аскетизм и склонение ума к Богу. И этот перечень не особо отличается от того, что принято в Йоге Патанджали.
Асана, которая рекомендуется в качестве исключительной, - это падмасана - лотос-поза. Йога Патанджали утверждает, что указанная асана лучшая, устойчивая и легко выполнимая, и это - стхира-шукха-асанам.
Пранаяма имеет дело с витальным дыханием. Упоминаются три стадии: рекака (выдох),кумбхака (задержка) и пурака (вдох). Эти стадии приняты всеми. Однако особый метод, которому следует школа Вайшнавов, отличается от того, что описан в сутрах Патанджали. Вдох и выдох составляют половину продолжительности кумбхаки, или задержки. Вдох следует за выдохом. Обычная процедура, принятая йогами, заключается в том, что сначала используется правая ноздря для выдоха воздуха, а затем, закрывая ее пальцами, вдох делается через левую ноздрю. После задержки дыхания, в течение определенного времени следует выдох через правую ноздрю. Затем через правую ноздрю делается вдох, а через левую - выдох. С точки зрения мыслителей и практиков Вайшнавы, указанный порядок устанавливает баланс дыхания и устанавливает равновесие ума и дыхания. С другой стороны, доктрина Шри-Вайшнавов заключается в том, что ни в коем случае не следует вдыхать с правой ноздри и выдыхать с левой. Этому придается принципиальное значение.
Психофизическая основа этого аргумента следующая: левая ноздря снабжена Амритой нади, а правая - смертью, или Сурья нади. Одна - Агни, а другая - холодная, как Луна. Искатель, следующий по]
Примечание редактора
* На данном развороте приводится вырезка статьи доктора К.К.Варадачари. См.
http://www.sriramchandra.org/Master/RevDrKCVStory.htm Сама статья стала частью книги указанного автора, во 2 части третьего тома:
http://www.imperience.org/Books/kcv3chap_2.htm
--------------------------
Имя наборщика: Elena
Дата начала набора: 26.03.2019
Дата окончания набора: 27.03.2019
Имя редактора: Вячеслав
Дата начала редактирования: 01.01.2020
Дата окончания редактирования: 01.01.2020