АРКА (Американо-Русская Культурная Ассоциация; American-Russian Cultural Association)

Подборка материалов по различным темам, связанных с Е.И. Рерих

Модератор: Архив ГМР

Юлия
Редактор
Сообщения: 271
Зарегистрирован: 27 янв 2018, 12:14

Re: АРКА (Американо-Русская Культурная Ассоциация; American-Russian Cultural Association)

Сообщение Юлия »

Письмо З.Г.Фосдик – Н.К.Рериху от 05.08.1944

Очень благодарны Вам, родные, за совет относительно запроса в библиотеки здесь о названных Вами русских журналах, сделаем это непременно. Несмотря на жару мы работаем, продолжаем все растущую корреспонденцию Арки, даем информацию во все концы страны на самые разнообразные темы – например, о жизни о обычаях Чукчей!
/…/
Не знаю, писала ли Вам, родные, сколько картин Святослава у нас – их 9, нам тогда Катрин выслала один ящик с имеющимися там картинами. Вернее, их 10, ибо в этом же ящике был портрет Н[иколая] К[онстантиновича]. Картины следующие: «Куда идешь, брат мой?», «Работающие ночью», «Весна в Кулу», «Через перевал», «Достижение», «Облака», два маленьких эскиза Кулу и портрет маленькой девочки. Картины развешены при входе в помещение – в приемной, коридоре, комнате Агни Йоги, а портрет Н[иколая] К[онстантиновича] висит в офис, так что, когда мы открываем двери в офис из большой студии, портрет висит на значительном расстоянии. Нам очень хочется снять стены наших студий и выслать Вам фотографии, только трудно найти хорошего фотографа, да и они очень дороги. Все же мы постараемся это сделать, тогда Вы и увидите нашу выставку Арки. За последнее время посетители каждый день приходят смотреть Ваши картины, родной Н[иколай] К[онстантинович] – уходят в восторге, и благодаря этому также знакомятся с Аркой – многие полезные контакты таким образом достигаются. Вот сегодня пришла барышня, сама из Берклей, Калифорния, проездом здесь и завтра уезжает. Была когда-то ученицей А. Кауна и у него видала репродукции Ваших картин, явилась как на паломничество, оказалась милым человеком и обещала, познакомившись с работой Арки, устроить выставку в галерее Университета Берклей* фотографий монастырей и исторических памятников Арки. Мы стараемся наладить несколько выставок – одна будет в 1945 г. в Индианаполисе в апреле, и мы теперь стараемся наладить в других городах, начиная с января. Между прочим, эта барышня нам сообщила, что проф. А.Каун недавно скончался от разрыва сердца. Несколько месяцев тому назад вышла его книга «Антология Русской Поэзии» - я читала ревью, но книги самой не читала.
/…/
Подумываем пригласить Л.Мясина в директора на место ушедшей Прегель. Также хотелось бы иметь Ваше мнение относительно мрс. Элен Гаррет, редакторши журнала «Ту Морроу»** - может быть, если бы она была членом совета директоров, ей бы хотелось помещать Ваши статьи. Да и не дурно иметь ее в составе – нам думается, что и Слоним уйдет, и поэтому нам придется выбрать двух директоров. Что вы скажете о ней? Я Вас запрашивала относительно дирижера Эмиля Купера*** в качестве нового директора, но, по зрелом размышлении, мне кажется, что он духом стар и неподвижен. Может быть, его лучше пригласить в почетные члены?

Источник: Сайт гос.музея Рерихов. Архив Рерихов, Н.К.Рерих - эпистолярный архив, № 553. Письма к Н.К.Рериху, Фосдик Зинаида Григорьевна. Том VI, pdf-стр. 26-27
URL: https://roerichsmuseum.website.yandexcl ... KR-553.pdf

Примечание редактора
* Калифорнийский университет в Беркли (англ. The University of California, Berkeley) — государственный исследовательский университет США, расположенный в Беркли, штат Калифорния. Университет пользуется мировой известностью как один из лучших центров подготовки специалистов по компьютерным и информационным технологиям, экономике, физике. Физики из Беркли сыграли ключевую роль в разработке атомной бомбы во время Второй мировой войны и водородной бомбы после неё. См. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Калифорнийский_университет_в_Беркли
** «Завтра» американский журнал (1941 – 1960), НьюЙорк. Специализировался на парапсихологии. Журнал включал литературные статьи, а также статьи о текущих событиях.
*** Эмиль Альбертович Купер (1877— 1960) — русский и американский дирижёр. Выступал как дирижер с 1897 г. (Киев, "Фра-Дьяволо" Обера). Работал в Оперном театре Зимина, где был участником мировой премьеры оперы Римского-Корсакова "Золотой петушок" (1909), первой русской постановки оперы "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера (1909). В 1910-19 дирижер Большого театра. С 1909 участвовал в "Русских сезонах" Дягилева в Париже (до 1914). Здесь же дирижировал премьерой оперы Стравинского "Соловей" (1914). В 1919-24 главный дирижер Мариинского театра. В 1924 покинул Россию. Работал в Риге, Милане (Ла Скала), Париже, Буэнос-Айресе, Чикаго, где ставил многие русские оперы. В 1929 Купер участвовал в создании "Русской частной оперы" в Париже (см. Кузнецова). Дирижер Метрополитен Опера в 1944-50 гг. (дебют в опере "Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси), среди других постановок: американские премьеры "Золотого петушка" (1945) и оперы Бриттена "Питер Граймс" (1948); первая постановка в Метрополитен Опера "Похищения из сераля" Моцарта (1946). Последней работой Купера была "Хованщина" (1950).
Юлия
Редактор
Сообщения: 271
Зарегистрирован: 27 янв 2018, 12:14

Re: АРКА (Американо-Русская Культурная Ассоциация; American-Russian Cultural Association)

Сообщение Юлия »

Письмо З.Г.Фосдик – Н.К.Рериху от 31.08.1944

По возвращении нашем из деревни мы начнем работу Арки – Роквель Кент обещал лекцию в ноябре. Ждем ответа от Терещенко на октябрь – лекция о меньшинствах в Сов[етской] России и их развитии и культуре. Подыскиваем и других лекторов – думаем дать эти лекции с правом дарового входа для членов. Получили письмо от Базыкина с просьбой собрать материал, относящийся к осаде Сталинграда. Этот материал мы, конечно, им вышлем для этой выставки, которая пойдет в самом Сталинграде – когда Базыкин не пишет. Я также поручила Сикорскому узнать, вышли ли какие-либо книги о Сталинграде здесь, статьи в журналах, газетах – кое-что соберем таким способом. Но входить в упорные разыскивания немыслимо – слишком много времени и денежных затрат. Увидим, или нам Вокс вышлет новый запрошенный материал, и вообще, как будет дальнейшее отношение. Мы со своей стороны больше, чем корректны и предупредительны.

Источник: Сайт гос.музея Рерихов. Архив Рерихов, Н.К.Рерих - эпистолярный архив, № 553. Письма к Н.К.Рериху, Фосдик Зинаида Григорьевна. Том VI, pdf-стр. 29
URL: https://roerichsmuseum.website.yandexcl ... KR-553.pdf
Юлия
Редактор
Сообщения: 271
Зарегистрирован: 27 янв 2018, 12:14

Re: АРКА (Американо-Русская Культурная Ассоциация; American-Russian Cultural Association)

Сообщение Юлия »

Письмо З.Г.Фосдик – Н.К.Рериху от 23.09.1944

Рада Вам сообщить, родные, что Мясин принял приглашение войти в члены совета директоров Арки – убеждения его и взаимоотношения во всех отношениях хороши, так что мы приобрели и хорошее имя и, будем надеяться, приток свежих идей с его стороны. Во всяком случае, замена староселья вышла хорошей. Подумываем относительно Купера – я с ним недавно беседовала – оказывается, награжден отличиями и орденами за пять лет выдающейся работы в Сов[етской] России, до его отъезда оттуда для концертов по Европе. Правда, он не пожелал вернуться потом, но, по его словам, связь его не была прервана, и он пользуется уважением в Сов[етской] России и поныне. Мне думается, что в почетные советники его можно пригласить. Вот если бы Лерер устроилась в Нью Йорке, ее бы выбрать в директора – прекрасная сотрудница.
/…/
На второй день после нашего приезда Арка имела заседание директоров. Все были в сборе, но бедный Дедлей неожиданно должен был уехать с оркестром, так что он не мог председательствовать. Уид его замещал – заседание сошло очень хорошо. Я доложила о деятельности за лето, было предложено и одобрено посылать членам Арки ежемесячное письмо о текущих событиях и деятельности, чтобы удовлетворить иногородних членов. Конечно, этакое письмо придется составлять и печатать каждый месяц для рассылки членам. Мы приближаемся к будущему бюллетеню Арки – если бы только нашлись работающие, а не только предлагающие хорошие идеи!!
Подумываем также о плане кампании для вербовки новых членов – Лерер составила хорошее письмо – теперь оно просматривается директорами. Маркова подходит ближе и вносит прекрасный вклад в работу. Нашла возможность пожертвовать через Арку имеющуюся здесь Пушкинскую Коллекцию в видное Пушкинское Общество в Союзе. Для этой цели мы списываемся с Воксом, препровождая туда письмо жертвователя этой коллекции к Марковой. Она - известная пианистка, и таким путем также сможет связаться с тамошними Пушкинскими Обществами. Все это ещё больше уточнит работу Арки на поприще культуры. Другие существующие здесь учреждения, о которых я Вам писала в прошлом, развивают большую программу лекций. Америк[ано]- Русск[ий] Институт приобрел в этом году большой дом в центре города и очень развил свою деятельность лекциями, большими концертами в Карнеги-Холл, изданиями книг, относящихся к Союзу – у них крупный жертвователь-миллионер, который дает деньги на всю эту программу. А «Америк[ано]- Советская Дружба» - другое учреждение, возглавляемое сыном банкира Ламонда, располагая крупными средствами и большой канцелярией, делают очень много для Союза, освещая экономическое, политическое и культурное состояние страны. Они имеют определенную политическую окраску, о чем все знают, – конечно, мы ничего подобного не имеем, стоя вдали от политики. Теперь эта «Сов[етская] Дружба» устроила большую выставку рисунков советских школьников в Модерн Музее – газеты полны похвалой учреждению и талантам детей. А ведь мы в прошлом году предлагали этому музею серьезную кооперацию, и они были со мною очень любезны, расспросили обо всем, дали уверения на будущее сотрудничество, а потом не ответили ни на наши письма, ни на запросы – просто игнорировали самым грубым образом. Хорошо такое культурное учреждение! Видно Рокфеллеровские интересы могут только сотрудничать с Ламондовскими интересами – деньги к деньгам. Мы с Дедлей подумываем прекратить наш членский взнос в этом музее – уж слишком они наглы.
Наши выставки продолжаются – теперь в Адельфи Коллеж*, около Нью-Йорка. А другая на юге - в Теннесси, в галерее Университета. Но нам нужен свежий материал от Вокса, другие учреждения его получают.
Забыла сказать, что на нашем первом заседании Арки в этом году были Катрин и Инге, а также Марков, но Слоним не явился и не дал знать – это он уже проделал с несколькими заседаниями в прошлом – числится лишь на бумаге. Возможно, что и он отпадет – не пожалеем. Он и Прегель сотрудничают в «Новоселье» и он, кажется, там имеет ответственное место. Что вы скажете относительно мисс Гаррет – редакторши журнала «завтра»? Думаю ее повидать и нащупать.
/.../

Источник: Сайт гос.музея Рерихов. Архив Рерихов, Н.К.Рерих - эпистолярный архив, № 553. Письма к Н.К.Рериху, Фосдик Зинаида Григорьевна. Том VI, pdf-стр. 31-32
URL: https://roerichsmuseum.website.yandexcl ... KR-553.pdf

Примечание редактора
* Университет Адельфи - частный университет в Гарден-Сити, Нью-Йорк . Дата создания 24.06.1896. У Адельфи также есть центры в Манхэттене, долине Гудзона и округе Саффолк. Это старейшее высшее учебное заведение в пригороде Лонг-Айленда . В 1912 году Адельфи стала женским колледжем. В 1922 году школа собрала более одного миллиона долларов на расширение переполненных помещений в Бруклине. В 1925 году Колледж Адельфи разорвал свои связи с Академией Адельфи, последняя закрылась в 1930 году. В 1929 году колледж переехал из своего места основания в Бруклине на нынешнее местоположение своего главного кампуса в Гарден-Сити, Нью-Йорк . Первоначальная «академия» продолжает функционировать как школа P – 12 в Бруклине. В 1943 году была открыта Школа медсестер в связи с потребностью в медсестрах из-за участия Америки во Второй мировой войне . В 1946 году, после окончания Второй мировой войны, Адельфи перешла в колледж с совместным обучением и начала принимать новых студентов в соответствии с федеральным законом о военнослужащих . Новые спортивные команды были созданы после повторного приема мужчин в школу. В 1952 г. в школе была создана первая программа по клинической психологии; он был предшественником Института перспективных психологических исследований, ныне Школы психологии Гордона Ф. Дернера. В 1963 году Попечительский совет штата Нью-Йорк предоставил колледжу статус университета, и название было изменено на Университет Адельфи. См. https://en.wikipedia.org/wiki/Adelphi_University
Юлия
Редактор
Сообщения: 271
Зарегистрирован: 27 янв 2018, 12:14

Re: АРКА (Американо-Русская Культурная Ассоциация; American-Russian Cultural Association)

Сообщение Юлия »

Письмо З.Г.Фосдик – Н.К.Рериху от 12.10.1944

Заседание Арки было три дня тому назад – прошло хорошо. Все были, кроме Мясина*, который пришел к самому концу, но все же заинтересован во всем. Посылаю Вам карточку, которая объявляет нашу первую лекцию, а также и месячное письмо, которое будет нами высылаться нашим годовым членам, а также и почетным советникам. Мы решили на заседании, что все директора будут по очереди писать такие письма членам – таким образом, члены Арки познакомятся со всем советом директоров. Уид напишет письмо в ноябре, затем, надеюсь, Катрин, Инге – полезно для них обдумать и составить письмо, тем более, что мы ведь снабдим всем материалом – и затем остальные директора. Кстати, Катрин и Инге приехали на заседание, но так спешили уйти, что пропустили встречу с Мясиным. Уид и Маркова, оставшиеся позже, его встретили, и он им очень понравился. На этом же заседании было решено выбрать Эмиля Купера в почетные советники.
/…/
Арка не получает те журналы, о которых Вы пишите в письме от 15-го сентября – вообще мы давно уже не получали нового материала, а просили ещё в июле об этом. Трудно орудовать теми же фотографиями и постерами все время.
/…/
С удовольствием пошлю в Вокс отчет, присланный Вами об издании новых Ваших книг – «Химават», и также «Гурудев, Николай Рерих» текст П.Тампи – ценная страница, и я ее предварительно перепишу, до отсылки. Очень, очень просим выслать нам эти две книги, в нескольких копиях, или же сообщите, где мы можем их выписать. О «Славе» запрашивали в нескольких письмах – не понимаем, почему на это нет ответа.
/…/
Теперь о проекте Мясина. Он высказал желание провести через содействие Арки его проект – привести из России группу танцоров и балерин – конечно, наиболее известных – и с ними объехать 17 главных центров Америки, устраивая повсюду спектакли при участии симфонических оркестров и выдающихся дирижеров. В общем, тур на месяцев 6, жертвуя весь чистый доход с этих спектаклей в пользу сирот, пострадавших от войны в Сов[етском] Союзе. Этот широкий замысел был им представлен пару месяцев тому назад, до того, что он вошел в состав наших директоров, послу здесь, который ему сообщил, что он об этом проекте напишет в Сов[етский] Союз и по получении ответа, даст ему знать.
Мясин предложил поехать в Сов[етскую] Россию летом [19]45 года, тренировать там этих танцоров, сделать свои постановки, по своей хореографии, а также адаптировать для этого тура по Америке и постановки тамошних хореографов, хотя и он не высокого мнения о тамошнем балете. Он мечтает, как он говорил мне, Дедлей и Уиду, воскресить традиции Дягилевского Балета в Сов[етском] Союзе и здесь. Идея, безусловно, прекрасная, но когда мы начали с ним разрабатывать план (я и он) на бумаге и увидели грандиозные цифры, конечно, я сразу увидела, да и он понял, что Арка не сможет сама провести этот план. Расходы будут свыше, чем 600 тысяч. А доход останется в тысяч двести, но нужен инициативный капитал, вероятно, в двести тысяч, затем начать настоящую работу менажмента для устройства тура по всей стране, грандиозную переписку с городами, в коих имеются театры, симфонические оркестры и т.д. Мясин уверяет, что будет безусловный успех, ибо русский балет, особенно с блестящими танцорами оттуда и его именем здесь, привлечет повсюду полные сборы, и все крупные дирижеры согласятся дать безвозмездно свои услуги, раз доход в пользу русских сирот. Это вполне вероятно, но Арка сама, конечно, не может поднять такое предприятие. Мы решили выработать этот проект, ибо в настоящее время он ждет ответа на свое предложение, которое он ведь сделал сам, а когда ответ придет, мы увидим, каково там отношение к этому плану вообще. Морально мы, конечно, сочувствуем такому культурному проекту, а материально мы поговорим с Мясиным, когда узнаем, какой ответ он получил. Если все это можно провести под осписами Арки, без невероятных затруднений и немыслимых для нас затрат, то как Вы на это смотрите? Между прочим, он хочет непременно ставить и там, и здесь «Игоря» и «Весну Священную» по Вашим рисункам. Если даже все осуществится, то ведь приведение этого плана в исполнение начнется, как предполагает Мясин, не раньше лета [19]45 года, а до того ещё не мало будет перемен. Я лично смотрю спокойно на всю идею, готова с ним теперь составлять план, вырабатывать на бумаге детали, но если не придет неожиданно какое-то новое обстоятельство, помощь денежно от Рокфеллерского Института** или Карнеги Фаундейшен***, или грандиозной Спонсоринг Коммитти, который даст инициативный капитал на эту идею (здесь часто так бывает), то, конечно, Арка не сможет этим заняться, кроме моральной поддержки.
Нам удалось собрать хороший материал для выставки в Сталинграде, о котором я Вам писала в прошлом письме – пару книг с главами, посвященными Сталинграду, также несколько статей из журналов и газет, наши программы лекций, концерта и выставок, относящихся к Сталинграду – все это было вклеено в внушительную книгу и с сопроводительным письмом от Дедлей было отправлено в посольство.

Источник: Сайт гос.музея Рерихов. Архив Рерихов, Н.К.Рерих - эпистолярный архив, № 553. Письма к Н.К.Рериху, Фосдик Зинаида Григорьевна. Том VI, pdf-стр. 33-35
URL: https://roerichsmuseum.website.yandexcl ... KR-553.pdf

Примечание редактора
*Леонид Фёдорович (Лео) Мясин (1896 — 1979) — танцовщик и хореограф русского происхождения. Поставил более 70 одноактовых балетов. С 1914 года входил в труппу Большого театра, затем выступал в Русском балете Дягилева. В 1941—1944 годах Мясин работал в Национальном театре балета в Нью-Йорке. В 1945 году организовал собственную балетную труппу; в последующие годы (1947—1951) был приглашен в качестве солиста балета и балетмейстера многими ведущими европейскими театрами оперы и балета, включая «Сэдлерс Уэллс» (Sadler’s Wells) и «Ковент-Гарден» (Covent Garden) в Великобритании, Королевский оперный театр в Копенгагене, миланский оперный театр «Ла Скала» (La Scala), Парижскую комическую оперу и др. В театральном сезоне 1953—1954 гг. вновь выступал в балетных постановках театра «Ла Скала». Мясин снялся в нескольких фильмах, среди которых наибольший успех имели «Красные башмачки» (1948) и «Сказки Гофмана» (1951). Балет Мясина и Хэлпмана[en] «Красные башмачки», вставленный в середину фильма, кинорежиссёры Паэулл и Прессбургер считали своим лучшим достижением, не жалея денег и технических средств для его киносъёмки.
В 2005 году в Большом театре в Москве впервые были поставлены балеты Мясина «Треуголка», «Предзнаменования» и «Парижское веселье».
** Рокфеллеровский университет — частный исследовательский университет, расположенный между 63-й и 68-й улицами вдоль Йорк-авеню на Манхэттене в Нью-Йорке. Университет специализируется в основном на фундаментальных исследованиях в областях биомедицины, и предлагает как высшее профессиональное, так и послевузовское образование. Основан в 1901 году нефтяным магнатом и филантропом Джоном Рокфеллером как Рокфеллеровский институт медицинских исследований (до 1965 года). См. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Рокфеллеровский_университет
***Фонд Карнеги за международный мир (англ. Carnegie Endowment for International Peace) — частная, некоммерческая организация, основной задачей которой провозглашается содействие сотрудничеству между странами мира. Фонд основан в 1910 году и является старейшим американским экспертно-аналитическим центром в области международных отношений.
Назван по имени американского бизнесмена Эндрю Карнеги, выписавшего 11 мая 1903 года чек на полтора миллиона долларов на строительство Дворца мира. См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Фонд_Карнеги
Юлия
Редактор
Сообщения: 271
Зарегистрирован: 27 янв 2018, 12:14

Re: АРКА (Американо-Русская Культурная Ассоциация; American-Russian Cultural Association)

Сообщение Юлия »

Письмо З.Г.Фосдик – Н.К.Рериху от 07.11.1944

…у меня ещё одно соображение – если в будущем (а это может случиться в январе, к новым выборам) придется выбрать Уида в президенты Арки, по стратегическим соображениям, то будет хорошо, если Дедлей в это время займет пост президента АЙ. Конечно, говоря о Уиде, я имею ввиду возможность более широкой материальной помощи с его стороны Арке. Если он будет президентом – может быть и подумает о покупке частного дома в будущем году, что было бы прекрасно для роста. Но я именно теперь пишу об этом, ибо прошу Вас высказать мне открыто свое мнение – без Вас не решим, да и я пока не собираюсь даже и Дедлей говорить об этом.
/…/
Я счастлива, родные, Вашей похвале нашим милым сотрудницам – Валентине и Магдалене – они прекрасно сотрудничают с нами, хотя и вдали от нас. Валентина написала дельную статью об Арке, и после нашей проверки ея, старается поместить её в русской газете, «Свете», где она помещает свои статьи. Я ей также послала статью Эренбурга, которую Вы нам недавно послали, также для помещения. Статью об Арке она также старается поместить в тамошней американской газете. Кроме того, она скомпилировала посланные мною ей материалы в хорошую статью об музыке в Сов[етской] России, Магдалена прибавила кое-что к этой статье и получилась прекрасная лекция, которой мы сможем пользоваться. Магдалена также скомпилировала по материалам Арки прекрасную статью об искусстве в Сов[етской] России, которая также может служить и лекцией. Кстати, она теперь переписывается с коллежами в надежде на то, чтобы получить приглашения на несколько лекций по искусству и музыке – в связи с этим я отправилась в здешнее Совфото-бюро, имеющее всевозможные фотографии из Сов[етской] России и выбрала 15 фотографий - репродукций с картин современных художников. Мы их дали увеличить и монтировать, и получилась недурная выставка репродукций с картин художников, выставляющих за последние 15 лет. В связи с предстоящими лекциями Магдалены, а может быть и других наших сотрудников, и будем посылать эту выставочку. Правда, фотографии - не картины, но что же делать? Мы просили Вокс больше года о высылке нам скетчей, графики, акварелей, но, видимо, они не могут. И поэтому мы решили как-то показать современных художников. Есть много молодого и искреннего, но нет мастерства – есть таланты.
Мы вначале покажем эту выставочку в помещении Арки, с маленьким каталогом, а затем будем ее рассылать с помощью Магдалены, а также и в библиотеки и т.д. Если я пошла против чистого искусства, устраивая эту выставку, то винить нужно меня, ибо я затеяла это. Напишите Ваше мнение.
Также очень мне хотелось бы устроить балетную выставку - фотографии видных балетных постановок в Сов[етской] России, и фотографии постановок здесь – скажем, того же Мясина – вышла бы интересная выставка. Просить Мясина открыть ее в Арке лекцией для членов и друзей. Затем думаю о выставке «бук-жакетс»* относящихся к России, т.е. книг вышедшим там и здесь, за последние годы. Издатели здесь с великою охотою дадут бук-жакетс книг, а за последние годы вышло огромное количество книг о Сов[етской] России – может быть, и оттуда пришлют, если таковые имеются – когда-то были чудесные обложки. – Может быть яркая выставка, и привлечет внимание к России в области литературы, искусства, скульптуры, музыки.
Получили мы недавно от Базыкина отличную монографию – Герои, дважды декорированные – великолепные фотографии 15-ти героев, участников войны, с текстом об их подвигах и художественными деталями, прекрасно заснятыми, относящимися к их доблестным деяниям. Задумали мы с Дедлей устроить выставку, назвав ее «Герои Соединенных Штатов и Советского Союза», снеслись с здешним бюро, заведующим военными публисити и фотографиями, прося их дать нам соответствующий материал об американских героях настоящей войны. Пришел к нам оттуда представитель, посмотрел монографии, повосторгался ею, обещал снестись с нами относительно идеи такой выставки. И мы больше о нем и не слыхали. А ведь, мне думается, что такая выставка по времени – ведь сказано: растите героев. Так бы хорошо и достойно было соединить обе страны в лице их героев настоящей войны – но, может быть, я не права, и этакая идея не совместима с работой Арки?
/.../

Источник: Сайт гос.музея Рерихов. Архив Рерихов, Н.К.Рерих - эпистолярный архив, № 553. Письма к Н.К.Рериху, Фосдик Зинаида Григорьевна. Том VI, pdf-стр. 36-37
URL: https://roerichsmuseum.website.yandexcl ... KR-553.pdf

Примечание редактора
* От английского "book jacket" – суперобложка.
Юлия
Редактор
Сообщения: 271
Зарегистрирован: 27 янв 2018, 12:14

Re: АРКА (Американо-Русская Культурная Ассоциация; American-Russian Cultural Association)

Сообщение Юлия »

Письмо З.Г.Фосдик – Н.К.Рериху от 23.11.1944

Заседание Арки не состоялось на прошлой неделе, и было перенесено на вчера. От Инге пришло письмо из Флориды о том, что они вовлечены в какое-то судебное дело как свидетельницы, но она не пишет, когда они приедут. Между тем, их присутствие нужно не только для Арки, а главным образом для первого заседания Агни Йоги Общества. Мы уже свыше месяца как получили бумаги из Албани с правом на инкорпорирование, и должны были сделать заседание, выбор директоров, обсудить бай-лоус, открыть счет в банке и т.д. Как делать это первое заседание и занести его в протокол без Катрин и Инге? Опять замедление, и теперь мы вынуждены ждать их приезда.
Отправляю Вам отдельным пакетом три письма, которые ежемесячно мы высылали членам Арки. Кто напишет в январе – пока неизвестно. Лекция Роквель Кента прошла очень хорошо с той точки зрения, что он говорил блестяще в защиту культуры вообще, очень подчеркнув положение художника здесь, его борьбу за существование, невозможность жить заработком от продажи картин, и отношение официальное к свободным профессиям. Параллель, приведенная, при сравнении с обеспеченностью советского художника, который имеет контракт с правительством, обеспечен в своем существовании, конечно, не вышла в пользу здешнюю. Правда, он больше говорил, и при этом с горечью, о том, как тяжела была его жизнь как художника и как трудно всем художникам американским, за малыми исключениями, и, к сожалению, очень мало говорил о художниках, их работе, заданиях, жизни и т.д. в Сов[етской] России. Но он так пламенно говорил о культуре, так встал на её защиту, так подчеркнул здешнее непонимание принципов культуры и возникающую из этого опасность для продвижения человечества, что, право, ему можно все простить. Это был вдохновенный клич в защиту заветов культуры, и он произвел должное впечатление. /…/
Уид опять вчера, после заседания Арки, когда мы с ним остались одни для беседы, начал говорить, что все его друзья считают Арку левым учреждением, и как он, мол, туда попал. Опять сказал, что боится выставок разрушенных церквей, монастырей и т.д. с соответственными надписями, ибо благодаря этому мы не служим культуре, а войне. Указал, что мы должны быть крайне осторожны и избегать всего возбуждающего, видимо, его круг друзей, которые уже давно были метко охарактеризованы здесь кличкой «стиф щертс» на него сильно влияют. Конечно, он не может быть президентом Арки с такими взглядами. Это ясно, но что остается делать? Изменить принципам и идеям служения культуре, и идти по линии людей, имеющих дома во Флориде и стремящихся к роскоши и наживе? При этом возникает серьезный вопрос – мы получили прекрасную выставку героев, дважды декорированных страной за высоко доблестные действия – 15 фотопанелей. Я возымела идею достать здесь такое же количество портретов здешних героев с сопровождающими фактами и устроить выставку героев двух стран, направляя ее в военные лагери, соответствующие учреждения, где такая выставка возбудит патриотизм, столько нужный в настоящее время, а также заставит подумать над тем, что героев нужно чтить, ибо они – пример истинной доблести для растущего поколения. Уид противится очень этой выставке, говоря, что мы должны работать только для культуры. К моему прискорбию и Дедлей так же понимает – и он против этой выставки. Это только один из эпизодов, а они растут. Вскоре, при таких взглядах, нам придется только играть Рахманинова и Метнера – и Прокофьев будет, пожалуй, опасным. Как это убого по сознанию – родные, мне просто по временам хочется удрать от всего. Не верится, что хорошие и, казалось бы, прогрессивные и духовные люди, думают по Домострою. /…/

Источник: Сайт гос.музея Рерихов. Архив Рерихов, Н.К.Рерих - эпистолярный архив, № 553. Письма к Н.К.Рериху, Фосдик Зинаида Григорьевна. Том VI, pdf-стр. 40-41
URL: https://roerichsmuseum.website.yandexcl ... KR-553.pdf
Юлия
Редактор
Сообщения: 271
Зарегистрирован: 27 янв 2018, 12:14

Re: АРКА (Американо-Русская Культурная Ассоциация; American-Russian Cultural Association)

Сообщение Юлия »

Письмо З.Г.Фосдик – Н.К.Рериху от 12.12.1944

Мы получили от Вокса около ста фотографий с графики – есть много интересного, и мы сможем составить выставку из этих фотографий. Также получили от них альбом с репродукциями с картин известных художников, писавших на исторические темы – альбом называется «История СССР» - в нем Васнецов, Суриков, Нестеров, Репин, Лансере и много других, но одного имени там нет. Неужто не сохранились репродукции с фресок, написанных для, если не ошибаюсь, Казанского вокзала? А «Город Строят» и картины из этой серии? Между тем как в этом альбоме имеются картины, относящиеся к постройке первых стен Кремля, Новгорода и т.д. Откровенно говоря, я была возмущена этим. Репродукции эти не очень художественны – скорее, лубочного характера и употребляются как пособия для народных школ, что и пишется в тексте альбома. Кроме того, мы получили прекрасные книги – сочинения Горького, Маяковского, Пушкина (в издании 1905 года!!) и кроме того, много книг разного характера, так что наша библиотека растет. Мы глубоко признательны Воксу за эти посылки и пишем им письмо в настоящее время. Посылаем мы им теперь около 30-ти писем от американских школьников в ответ на письма от трех русских школьников, которые нам Вокс прислал год тому назад. Мы употребили немало усилий для того, чтобы разослать эти письма от русских школьников в здешние школы, и лишь теперь имеем хорошие результаты. Есть немало трогательных писем от американских школьников – в них такой живой интерес к России, к детям и тамошним школам – вот где может быть истинное сближение – на почве дружбы и обоюдных интересов.

Источник: Сайт гос.музея Рерихов. Архив Рерихов, Н.К.Рерих - эпистолярный архив, № 553. Письма к Н.К.Рериху, Фосдик Зинаида Григорьевна. Том VI, pdf-стр. 42-43
URL: https://roerichsmuseum.website.yandexcl ... KR-553.pdf
Юлия
Редактор
Сообщения: 271
Зарегистрирован: 27 янв 2018, 12:14

Re: АРКА (Американо-Русская Культурная Ассоциация; American-Russian Cultural Association)

Сообщение Юлия »

Письмо З.Г.Фосдик – Н.К.Рериху от 30.12.1944

Не знаю, как будет с выборами в Арке, которые должны быть в январе. Хорошо бы было иметь несколько новых директоров – Катрин и Инге фактически не будут с нами. А лишь на бумаге. Слоним имеет отпуск на год, Мясин не показывается. Лишь Маркова верна и близко подошла, и очень мне помогает знаниями и советами – я ее очень полюбила, а ещё больше за то, что дух её очень горит к Вам – это произошло постепенно. Она много со мною говорит о Вас.
/…/
Лучше будет, если Дедлей останется президентом Арки на этот год – может быть, в будущем подойдет кто-то, кто чутко поймет, как вести Арку. Пока же мы должны, я чувствую, продолжать по-прежнему. Имеем много хороших вестей – приглашения дать выставки в двух музеях Калифорнии. Я приглашена дать лекцию в коллеже недалеко от Нью-Йорка. Арка получила письмо из Ричмонд, Виржинии, прислать им лектора. Скоро будем готовить отчет за [19]44-ый год – с благодарностью примем ваши советы, родной Н[иколай] К[онстантинович], полученные в письме от 1-го декабря.
/…/
Все ещё не знаю, что нам делать с фотографиями графики, присланными Воксом – их около 80-ти – если увеличить и монтировать, как мы это сделали с фотографиями с картин Советских художников, обойдется очень дорого. Последние обошлись в 30 долларов, а их было только 15. В этом виде, в каком они были присланы, выставить их нельзя. Сколько хлопот с этими всеми фотографиями, монтировкой, каталогом, – вот где нужны интеллигентные помощники!
/…/
Опять получили приглашение на прием у посла в Вашингтоне, но должны были отклонить из-за болезни мамы – немыслимо ее оставить одну здесь на весь день. Но, конечно, послали приветствие к годовщине Октябрьской Революции – эту годовщину они ежегодно празднуют приемом у посла.

Источник: Сайт гос.музея Рерихов. Архив Рерихов, Н.К.Рерих - эпистолярный архив, № 553. Письма к Н.К.Рериху, Фосдик Зинаида Григорьевна. Том VI, pdf-стр. 46-47
URL: https://roerichsmuseum.website.yandexcl ... KR-553.pdf
Юлия
Редактор
Сообщения: 271
Зарегистрирован: 27 янв 2018, 12:14

Re: АРКА (Американо-Русская Культурная Ассоциация; American-Russian Cultural Association)

Сообщение Юлия »

Письмо З.Г.Фосдик – Н.К.Рериху от 17.01.1945

Ваше последнее письмо от 1-го декабря пришло – спасибо за ценные указания для годового отчета по Арке и статьи. Неужто Вы доныне не получили мое письмо, в котором я писала о «Славе»? Нам написали из Вокса, что «Слава» получилась, была одобрена советом художников, которые вскоре Вам напишут – это было месяцев 6 тому назад. Опять повторю, что оттуда идут редко ответы на наши запросы, они пишут, в общем, очень внимательно, посылают опять хороший материал, но на вопросы не отвечают. О Мясине мало что сказать – на заседания не приходит, правда, он очень занят постановками. Об постановке «Игоря» ничего не сообщает – поставит ли? А скетчи пока у него.
Между прочим, от лучшего здешнего магазина – Бонвит Тейлор – пришла представительница их публисити, просить дать им Ваши картины для выставки в их витринах – хотят основать на Ваших тонах и колорите новые моды! Мы пока отказали, но мне подумалось, что если бы Мясин решил ставить «Игоря», мы могли бы, конечно, если Вы дадите на это согласие, дать им именно эти скетчи для их витрин, и они могли бы их инспирировать для их целей, ибо ведь там несколько балетных костюмов. Что вы на это скажете? Мы можем дать ответ к весне.
/…/
Не знаю, писала ли я о том, что Базыкина отослали обратно на родину, и теперь новый первый секретарь посольства - некий Анатоль Громов. Мы ему уже писали и просили переслать пакет с книгами Хемингвея*, которые у нас просил Вокс для их библиотеки. Арка купила его главные сочинения – около 6-ти книг – и выслала через посольство.

Источник: Сайт гос.музея Рерихов. Архив Рерихов, Н.К.Рерих - эпистолярный архив, № 553. Письма к Н.К.Рериху, Фосдик Зинаида Григорьевна. Том VI, pdf-стр. 48-49
URL: https://roerichsmuseum.website.yandexcl ... KR-553.pdf


Примечание редактора
* Эрнест Миллер Хемингуэй (1899 — 1961) — американский писатель, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года.
Юлия
Редактор
Сообщения: 271
Зарегистрирован: 27 янв 2018, 12:14

Re: АРКА (Американо-Русская Культурная Ассоциация; American-Russian Cultural Association)

Сообщение Юлия »

Письмо З.Г.Фосдик – Н.К.Рериху от 10.02.1945

Я также очень рада сообщить, что в январе при выборах Арки, Уид предложил, чтобы состав оставался по-прежнему, и Дедлей выбран президентом на этот год, и все осталось как и раньше. Имея теперь указания родной Е[лены] И[вановны] мы, конечно, выберем Уида на будущий год в президенты Арки – он крепнет в делах, подходит ближе, больше интересуется, и, как я писала в прошлых письмах, переменил свой старый ход мыслей. Сам возмущается, читая о зверствах наци против культурных сокровищ и их уничтожении памятников искусства – и я признаю мудрость родного Н[иколая] К[онстантиновича], когда он напоминает мне о том, что недавно я была против Уида и его взглядов, а теперь он является полезным сотрудником. Я также должна отметить, что благодаря Дедлей я запаслась терпением и выжидала перемен в Уиде, не настаивая на них. Мы надеемся, что за этот год он ещё больше сблизится с нами и войдет теснее во все дела – ему будет приятно быть президентом Арки в будущем, когда он освободится от посторонних влияний его друзей. Мы с ним встречаемся часто, обсуждаем дела, выносим решения, вне общих заседаний. Ведь другие члены и не приходят на заседания, как я писала раньше.
/…/
Арка дает ежемесячно лекцию или выставку, или какое-то публичное выступление – мы убедились в том, что для привлечения новых членов и удержания старых – это совершенно необходимо. Кроме того, наши ежемесячные письма, за подписью одного из директоров каждый раз, создало новую ответственность. А эти письма очень ценятся членами Арки. Как ни как – у нас прибавилось около 15-ти новых членов. Теперь мы поглощены приготовлением годового отчета Арки – увы! Родной Н[иколай] К[онстантинович], он далеко не готов – только теперь я собрала весь материал за год, продиктовала его, и Дедлей начнет его редактировать. А тут подошли отчеты по уплате налогов, что также приготовляется им по всем учреждениям. Мы очень признательны, родной Н[иколай] К[онстантинович], за все ценные указания относительно годового отчета – я перечла все то, что Вы доныне советовали нам, и включаю в приготовляемый нами материал. Вероятно, он не выйдет раньше марта. /…/
Перешлем в Вокс две добавочные статьи Ваши к «Славе» - в нашем прошлом письме к ним мы их опять запрашивали о «Славе», а также и о многом другом, на что доныне не имели ответа. Может быть, теперь напишут подробно.
/…/
В конце этого месяца у нас состоится лекция Ариадны Микешиной, которая будет читать о развитии Народной Русской Песни и иллюстрировать свою лекцию музыкальными примерами. Она – племянница скульптора и художника Микешина* – не тот ли, который очень поощрял талант Н[иколая] К[онстантиновича] в детстве и восторгался тогда его рисунками? Очень бы хотелось иметь Ваш ответ на это.

Источник: Сайт гос.музея Рерихов. Архив Рерихов, Н.К.Рерих - эпистолярный архив, № 553. Письма к Н.К.Рериху, Фосдик Зинаида Григорьевна. Том VI, pdf-стр. 50
URL: https://roerichsmuseum.website.yandexcl ... KR-553.pdf

Примечание редактора
* Михаил Осипович Микешин (1835 — 1896) — русский художник и скульптор, автор ряда выдающихся памятников в крупных городах Российской империи.
Ответить

Вернуться в «Подборки материалов по темам»